воскресенье, 30 января 2011 г.

Новый московский градоначальник

Русское слово, №49, Пятница, 3-го  марта 1917 г., Москва 

     Вчера комиссар г. Москвы М. В. Челноков назначил московским градоначальником члена совета "Земгора", известного общественного деятеля С. М. Леонтьева.

В Марфо-Мариинской обители

     Вчера особый отряд явился в Марфо-Мариинскую обитель с целью предложить великой княгине Елизавете Федоровне переехать под охрану в Кремлевский дворец.
     Великую княгиню отряд застал у входа в церковь.
     Она попросила оставить оружие у входа и войти для переговоров в храм.
     Здесь великая княгиня объяснила делегатам, что она никуда из обители уезжать не желает.
     Позже с предложением переехать в Кремль приезжали в обитель два видных общественных деятеля, но княгиня осталась непреклонна:
     -- 12 лет назад я выехала из Кремля и возвращаться обратно не желаю.
     Великая княгиня оставлена в обители под охраной особого караула.

Арест бывших администраторов

     Московский губернатор Н. А. Татищев был вчера арестован домашним арестом у себя на квартире.
     Доставленные вчера в думу А. Н. Шебеко и его помощники А. Н. Тимофеев и В. И. Назанский под усиленным конвоем препровождены в Кремлевские казармы.
     Арестованные полицеймейстер Севенард и пристав Строев пока в думе, а сегодня будут отправлены в тюрьму.
     Арестованный полицеймейстер Золотарев из здания думы вчера был отправлен в Кремль.
     Арестован был начальник охранного отделения полковник Мартынов.

Арест полицейских

     К городской думе ведут полицейских.
     Несколько десятков человек, захваченных в разных местах, -- большей частью городовые и лишь несколько околоточных.
     Полицейская форма только на некоторых, а большинство в штатских, и только синие штаны и сапоги, которые не так-то легко оказалось заменить, помешали успеху переодевания.
     Толпа не столько негодует, сколько злорадствует:
     -- Попались, голубчики! Дождались!
     -- Поводили нас, а теперь вас поведем!
     Ноги в синих штанах и сапогах уныло месят снег мостовой.
     Чем ближе к думе, тем теснее.
     Вот подошла новая толпа.
     -- Пристава поймали! Вишь, офицером с фронта нарядился!
     -- Дорогу! Дорогу! Арестованных ведут!
     Кое-как конвой протискивается в двери думы. В коридоре страшная давка.
     Выходят политические арестанты, только что освобожденные из тюрем и приведенные в думу для регистрации и получения пропусков.
     Многие из них еще в арестантских халатах, но лица возбужденные, радостные, ликующие.
     И в тесном думском коридоре они встретились: одни уходили, радостные и свободные, а других привели, растерянных и недоумевающих.
     В самом верхнем этаже думы -- временное арестное помещение для полицейских чинов.
     Тут и старшие чины градоначальства, с градоначальником во главе, и пристава, и околоточные, и сотни городовых.
     Одних привели; другие, -- и таких немало, -- явились сами "подписаться", "сдаться", как они не без затруднения определяют такую неожиданную перемену в своей судьбе.
     На полу вдоль стены коридора сидя и даже лежат городовые.
     Относительно будущего они довольно спокойны, и только в одном углу молодой городовой осторожно вопрошает товарища по несчастью:
     -- А как думаешь, сдаст нас Родзянко в солдаты?
     Товарищ оглянулся и ничего не ответил.
     Начался опрос всех арестованных.
     Изумительную картину представляло в это время статистическое отделение управы.
     Два стола, и за ними члены временного трибунала.
     Этот трибунал, впрочем, имеет самый мирный вид, несмотря на массу вооруженной стражи.
     За одним столом председательствует офицер в полной походной форме, а за другим -- один из наших профессоров, мирнейший человек.
     Задача трибунала -- определить, кто из арестованных подлежит немедленному освобождению. Полицейские чины дефилируют перед столом и сообщают свои имена, звания и адреса. Кроме полицейских, если и арестованные штатские: один обвиняется в "спекуляции"  предметами продовольствия, другие -- в покушениях на кражи и грабежи.
     Члены трибунала ведут допрос в самом мирном, в самом вежливом тоне.
     Тут же составляются краткие протоколы, и лица, подлежащие освобождению, немедленно отпускаются, а подлежащие дальнейшему задержанию передаются конвойному начальнику, который партиями отправляет их в места заключения.
     Полицейские чины высших рангов большей частью признаются подлежащими дальнейшему задержанию, а городовые отпускаются.
     Так идут опрос и регистрация полицейских чинов в этом импровизированном полицейском участке.

Арест жандармской полиции

     В ночь на 2-е марта воинские отряды явились на все вокзалы московского железнодорожного узла для ареста чинов жандармской полиции. Начальники жандармских отделений и их  подчиненные были обысканы, от них было отнято оружие, и они под конвоем были препровождены в город.
     Тут же были арестованы и коменданты станций, но их вскоре освободили, потому что они несут службу по отправке и приему воинских чинов.
     Вокзалы железных дорог временно остались под охраной войск.

Самозванец
   
     Вчера в штабе войск московского округа были получены сведения, что какое-то лицо в кавказской форме развешивает по улицам объявления "от штаба округа" и за подписью "за начальника штаба Гарри".
     Это был Гарри, исключенный из общества артистов театра-варьете.
     Отдано распоряжение об аресте Гарри.

Ликвидация "союзнической" квартиры

     Вчера два студента и два офицера прибыли в автомобиле к дому № 8 в Ливоховом переулке, где помещается квартира союза русского народа. Прибывшие конфисковали и уничтожили союзнические знамена, прокламации, значки и разные бумаги, находившиеся в квартире союза.

Арест кн. Андронникова

     Вчера в Москве арестован известный распутинец кн. Андронников.

Захват участков

     Все полицейские участки захвачены.
     Между прочим, в Мещанском участке при содействии пожарных были обысканы все помещения, и на чердаке нашли ящик с новыми винтовками, наганами и браунингами. Все это отправлено в городскую думу.
     В участке в Балканском переулке отобрали около 40 новых винтовок.
     Значительное сопротивление было оказано отряду, приехавшему захватить Сретенский участок, в Б. Головином переулке. Здесь было взято много винтовок и револьверов, а кроме того, 50 пудов муки, пуд сахара и мыло. Все взятое в участке частью отправлено было в думу -- до 80 винтовок с патронами, а остальное -- в союз городов.
     Всего за вчерашний день только одним отрядом в участках было отобрано 1,150 винтовок, 400 револьверов и 200 шашек.
     Представителями народной милиции вчера был арестован пристав в Петровско-Разумовском. Арестованный доставлен в городскую думу. При осмотре кладовых и квартиры пристава обнаружены большие запасы муки, сахара, хлебных и сахарных карточек и много вина. Все найденные продукты реквизированы и на четырех подводах под конвоем милиционеров доставлены в городскую думу.

Собрание комитета общественных организаций

     Вчера состоялось второе общее собрание комитета общественных организаций. председатель С. Н. Прокопович довел до сведения собрания последние вести из Петрограда: слухи о предстоящем регентстве Великого Князя Михаила Александровича, состав нового кабинета, телеграмму о предстоящем созыве учредительного собрания.
     Сообщение С. Н. Прокоповича было покрыто бурей аплодисментов.
     Затем было предоставлено слово А. Р. Ледницкому, только что прибывшему из Петрограда.
     А. Р. Ледницкий остановился на некоторых особо волнующих моментах последних дней петроградской жизни. 
     Он говорил, например, о прибытии делегатов от великих князей  Михаила Александровича, Кирилла Владимировича и Дмитрия Павловича, просивших указать им время, когда они могут быть приняты. Первым явился в Думу великий князь Кирилл Владимирович.
     -- Таким образом, -- говорил А. Р. Ледницкий, новая власть достойно занимает свой высокий пост.
     -- А. Р. Ледницкий нарисовал собранию встречу нового министра юстиции А. Ф. Керенского с прежним министром юстиции Добровольским.
     Сидя в кресле, Добровольский обратился с каким-то вопросом к А. Ф. Керенскому и получил в ответ:
     -- Вы имеете честь разговаривать с представителем комитета Государственной Думы. Потрудитесь встать.
     В Петрограде одно время наблюдалась было некоторая дезорганизация, но там тотчас же началась энергичная борьба с хулиганством, в этой борьбе видное участие принял совет рабочих депутатов. Так нужно поступить и в Москве.
     В военном отношении Петроград разделен теперь на участки: каждый участок охраняется соответствующим отрядом, с дежурным офицером во главе. Главная забота в Петрограде продовольственная. Во главе этого дела там поставлен депутат Востротин. Общую картину Петрограда можно охарактеризовать одним словом: ликование. Но петроградцы уже сознают, что пора подумать о том, чтобы за ликованием, за народной радостью не последовала печаль. Об этом должен заботиться и московский комитет, -- надо все взять в твердые руки и поскорее дать необходимый порядок.
     Далее председатель доложил, что командированный от думы комиссар депутат М. М. Новиков уезжает в Петроград и просит дать ему, если имеются таковые, поручения для передачи Государственной думе. Собрание решило через  М. М. Новикова послать приветствие Государственной Думе по поводу образования нового кабинета министров и объявления о предстоящем созыве учредительного собрания.
     Постановлено послать привет армии.
     Далее были доложены собранию принятые накануне постановления исполнительного комитета. Большинство из них напечатано вчера в "Русском Слове".
     Вчера были приняты постановления об организации милиции, что, по соглашению с военным советом, поручено исполнительным комитетом А. М. Никитину, начальнику городской милиции, и о разведении войск по квартирам.
     Тут же было сообщено, что военный совет признал необходимым остаться при прежнем командном составе воинских частей, подчинив их всех командующему войсками А. Е. Грузинову.
     М. А. Нарожницкий довел до сведения комитета о том затруднительном положении, в которое поставлено московское губернское земство. В губернской земской управе получена телеграмма о назначении А. Е. Грузинова уполномоченным по продовольствию губернии. Совмещать эти обязанности с обязанностями командующего войсками, по мнению управы, затруднительно. необходимо срочно просить Петроград либо назначить нового комиссара по продовольственному делу, либо сложить полномочия командующего войсками.
     Н. М. Кишкин заявил, что об этом уже дано знать Государственной Думе. Пока А. Е. Грузинов будет исполнить обязанности командующего, его обязанности как уполномоченного по продовольствию должны быть переданы его товарищу. 
     -- Мы, -- говорил Н. М. Кишкин, -- ждем разрешения этого вопроса из Петрограда, ибо в Москве положение уже становится тревожным, черная сотня уже собирается. Орлов уже что-то громит. У нас автомобили едут с ликующим народом, а вокзалы не разгружаются. У нас приостановились развозка раненых, выдача пайков и т.д. Надо отдать автомобили во власть А. Е. Грузинова. Не надо действовать так, как действовала старая власть, дайте нам работать для восстановления порядка.
     Эти слова были покрыты аплодисментами.
     Получил право внеочередного голоса и главный комиссар Государственной Думы М. В. Челноков. Он говорил, что он работает в полном единении с комитетом общественных деятелей. так как в думе комитету работать трудно, то он распорядился занять часть помещений дома генерал-губернатора. В данную минуту он обращается к собранию за разрешением обратиться к населению с облигацией об арестах. Дело в том, что вчера, поднявшись в третий этаж думы, он нашел там массу арестованных. Там были воры, были представители полиции, но были и люди, совершенно неизвестно за что арестованные.
     -- Как я ни бился, -- говорил М. В. Челноков, -- никто не мог предъявить ни ордеров, по которым они были арестованы, ни дать объяснений, за что и кем они были арестованы. Я этих лиц, лично мне неизвестных, отпустил. По видимому, делом арестов кто-то злоупотребляет. Мне позвонили, между прочим, с Александровского вокзала, что туда явился какой-то юноша и арестовал всех начальствующих лиц железной дороги. потом выяснилось, что во главе отряда, явившегося арестовывать начальствующих лиц дороги, -- главной артерии для снабжения нашей армии, -- был один из приверженцев известного союзника Орлова, конторщик дороги, уволенный за пьянство. Я, конечно, немедленно освободил арестованных. Надо установить порядок лишения свободы. Мы ведь сами боролись против беспорядков в этой области. Думаю, что право ареста может быть предоставлено лишь командующему войсками А. Е. Грузинову и начальнику милиции А. М. Никитину.
     -- Господа, в этом вопросе надо разобраться, -- говорил Н. М. Кишкин, -- а то сейчас в Москве будут производить аресты: сегодня -- союзник Орлов, завтра -- Марков 2-й...
     Вопрос передается в исполнительный комитет. 
     Г. Григорьев сделал доклад о тех способах, которые принимают в 3-м Сущевском участке для борьбы с хулиганством. И санитарное попечительство, и кооперативы этого района заняли участок и постарались организовать в нем обычную текущую работу. Это необходимо, по мнению оратора, сделать и в остальных участках столицы для того, чтобы начать обычную жизнь.
     Следующий оратор поднимает вопрос о нежелательности допускать в милицию подростков. На это должно быть обращено внимание начальника милиции А. М. Никитина. Предложение принято.
     Г. Сысин вносит предложение о том, чтобы население было возможно шире оповещено о составе московского правительства. Решено состав правительства по фамилиям отпечатать на плакатах.
     Затем совещание выслушивает сообщения начальника штаба, войскового старшины В. Ф. Эксе.
     Один из рабочих вносит запрос, что делается для создания полного контакта рабочих с войсками и офицерами. П. Н Малянтович объясняет, что о таком контакте заботится специальная комиссия исполнительного комитета.
     С. Н. Прокопович вносит предложение о необходимости постановления о скорейшем восстановлении движения в Москве и скорейшей разгрузке станций. Предложение принимается.
     В. И. Большаков вносит предложение о скорейшем восстановлении детальности думы в новом составе. Предложение принимается.
     Делается сообщение о том, что какие-то молодые люди уничтожают в булочных хлебные карточки. От исполнительного комитета делается заявление, что об этом факте уже известно комитету, и что к населению выпускается специальное воззвание по этому поводу.
     Г. Лурих призывается к скорейшему возвращению к повседневным обязанностям, но требует, чтобы рабочим было заявлено, что после рабочего дня они могут свободно собираться для обсуждения своих нужд. Необходимо безотлагательно осуществить полную свободу собраний.
     Выслушивается заявление от комитета транспортного отдела при уполномоченном по топливу Новгородцеве о том, что комитет уже приступил к разгрузке железнодорожных станций. Сообщение встречается аплодисментами.
     А. М. Беркенгейм делает доклад о положении продовольственного дела. Продовольствия в Москве на четыре дня. От старой власти получено очень тяжелое наследие. Приходится обратиться к населению с воззванием быть готовым к возможным лишениям. Надо приступить поскорее к работе, так как грозит опасность погубить все дело революции. Надо занять все станции военными караулами, ибо уже были странные слухи, что какие-то молодые люди уводили со станции железнодорожных рабочих. Уведенных рабочих надо поскорее вернуть на места.
     Собрание решило далее выразить благодарность служащим союзного товарищества и служащим торгово-промышленных организаций, не прекращавшим работы в эти торжественные для народа дни.
     Вносится предложение о возможно широком устройстве митингов для осведомления населения о сущности и значении переживаемого переворота.
     Г. Воскобойников вносит предложение поддержать авторитет вновь образовавшегося правительства. Необходимо ему верить и только одному ему повиноваться. Он находит, что М. В. Челноков, как комиссар, был прав, освобождая несправедливо арестованных. А раз даны гарантии для достижения заветных стремлений народа, -- обещано учредительное собрание, -- должно начать работать.
     Г. Кузовков развивает мысль на тему, чем и как может быть заменена упраздненная полиция. Необходимо набрать новых работников, и их можно взять из слабосильных команд.
     Г. Переверзев поднимает вопрос о поручении профессорам и приват-доцентам разработать темы для народных лекций, в которых в доступной форме  выяснялась бы сущность переживаемого момента. Он же возбуждает вопрос о разрешении вывоза продуктов из соседних губерний. Эти предложения были переданы в исполнительный комитет.
     В заключение была оглашена редакция воззвания к населению о приступе к работе. Ее собрание направило на совместное рассмотрение исполнительного комитета и совета рабочих депутатов.

Женщины в комитете общественных организаций

     Вчера лига равноправия женщин обратилась в комитет общественных организаций за разрешением избрать своего представителя в комитет.
     Комитет удовлетворил ходатайство лиги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий