Жители трети районов столицы страдают от сверхнормативного авиашума
- Самолет-вертолет, посади меня в полет! - Пятилетний Максим смотрит в небо и повторяет считалочку из моего детства.
- На посадку во «Внуково» заходит! - с видом знатока говорит его бабушка Валентина Сергеевна. - Я как этот гул слышу, сразу проверяю, взяла ли валокордин. У меня от шума давление скачет.
Мы стоим во дворе дома по улице Академика Варги.
- В ясную погоду можно даже номер на борту разглядеть, - продолжает Валентина Сергеевна. - Идем гулять в Тропаревский парк, но и там нет спасения - гудят и гудят!
ТРЕТЬ МОСКВЫ - В ЗАЛОЖНИКАХ?По данным столичного Департамента природопользования, 40 районов столицы - практически каждый третий (!) - «подвержены сверхнормативному влиянию авиашума» (см. графику).
«Над нами самолеты летают каждые 5 - 10 минут, днем и ночью. Кажется, что их с балкона можно потрогать руками», - пишет в «КП» Сергей из Ясенева.
«Самолеты время от времени кружат уже внутри МКАД - Коньково, Беляево. Причем летают низко, прямо над домами, - пишет Елена. - От грохота дети просыпаются».
Эксперты доказали: авиационный шум опасен.
- Страдают сердечно-сосудистая и нервная системы, - рассказали «Комсомолке» в столичном управлении Роспотребнадзора. - От низкочастотных шумов повышается артериальное давление, нарушается сон, человек становится нервным и раздражительным.
«ПИЛОТЫ СРЕЗАЮТ УГЛЫ»?Кто же виноват в том, что москвичи мучаются? В столичной мэрии уверены: все дело в авиакомпаниях.
- Самолеты вообще не должны летать над городом, ведь есть санитарные нормы по шуму, - поясняет замдиректора ГУ «Мосэкомониторинг» Евгений Никитич. - Нарушать нормы можно лишь в исключительных случаях. Например, чтобы избежать авиакатастрофы. Но пилоты экономят топливо, чтобы получить премию, и летают над городом как хотят.
Леонид Бочин, глава столичного Департамента природопользования, добавляет:
- Самолеты уклоняются от заданного курса. Снижаются ниже, чем положено, подлетают ближе к населенным пунктам, срезая углы. Превышение нормативов по шуму обычно колеблется в пределах 10 - 15 децибел. Но в дождливую погоду шум усиливается и слышен на расстоянии более 10 км!
Неужели и правда пилоты летают как хотят? Я решил побеседовать с авиаэкспертом.
«МЫ ДЕЛАЕМ ВСЕ, ЧТОБЫ НЕ ШУМЕТЬ»- Так можно ли самолетам летать над Москвой? - спрашиваю я «небесного диспетчера» столицы - начальника отдела организации воздушного движения и использования воздушного пространства Московского центра АУВД (автоматизированного управления воздушным движением) Ярослава Сухаря.- Запрещена для полетов гражданской авиации только зона внутри МКАД, да и то не вся. Кое-где, например в районе Теплого Стана, есть как бы вырез - для самолетов, заходящих на посадку во «Внуково» при сложных метеоусловиях. А все районы за МКАД - Зеленоград, Митино, Южное и Северное Бутово и т. д. - в запретную зону не входят. Летать над ними не запрещается.
- Но там ведь тоже люди живут, они хотят тишины...- Вопрос к застройщикам. Например, когда проектировали и строили аэропорт «Шереметьево», Зеленоград был поселком городского типа. А потом разросся с запада до самого Ленинградского шоссе, перешагнул через него на восток. А ведь аэропорт остался на месте! Штурманская служба аэропорта, конечно, изменила траектории взлета и посадки, чтобы они не проходили над Зеленоградом на малых высотах. Теперь самолеты после взлета сразу поворачивают вправо для обхода жилых кварталов. Но траектория взлета все равно проходит по краю этого округа, в 150 - 350 метрах от Ленинградского шоссе. Развернуться раньше нельзя. Ведь для выполнения разворота самолет должен набрать определенную скорость, иначе он просто свалится.
- Но если нельзя не летать над домами, может, есть способ летать потише?- Способы есть, и они используются на всех аэродромах. После взлета самолеты на взлетном режиме работы двигателей набирают высоту по самой крутой траектории с максимально возможной вертикальной скоростью. Потом на установленной высоте (240 - 300 метров) пилот уменьшает мощность двигателей для снижения уровня их шума. Этим достигается уменьшение зоны шума в непосредственной близости от аэродрома. Но если взлет выполняется в условиях болтанки, бокового ветра, ограниченной видимости и при других метеорологических явлениях, усложняющих пилотирование, командир самолета в целях безопасности имеет право использовать взлетный режим работы двигателей на свое усмотрение вплоть до достижения безопасной высоты в районе аэродрома. Тогда, конечно, самолет шумит сильнее.
- А правда, что при посадке пилоты экономят горючее и садятся, нарушая схему? Отсюда и шум...
- Нет, установленные схемы захода на посадку, как правило, соблюдаются. Тем более что схему задае...