Как правило, заводчиком применялось множество клейм, часто различающихся только размерами и местами расположения. Авторитетность своего стекла Сергей Глинский поддерживал клеймами, состоящими из заглавных букв своих имени и фамилии: С. Г., проставляя их на внешней стороне донышка сосудов, вплетая в орнамент рисунка, или оттискивая на гладких лицевых гранях изделий. Буквы и точки выпуклые, заведомо включенные в форму самого проектируемого предмета. Завод Орлова и братьев Орловых проставлял свое клеймо подобным же образом, но с отличием в написании. Существуют следующие клейма Орловых: ОРЛ., ОР., ор.
Перечисленные клейма часто можно видеть на попадающихся стеклянных предметах выпущенных клинскими заводами до 1917 года. По похожести «клейменного» стекла те или иные флаконы причисляют к определенному заводу-изготовителю, хотя они и не имеют торговой марки. В таких случаях аналогию предметов надо проводить с осторожностью, желательно опираясь не только на внешний вид изделия, но и на документальное тому подтверждение.
Совсем редко, примерно в соотношении один на пятьдесят, встречаются флаконы похожие на «орловские» и «глинские», но несущие на себе клейма других изготовителей: В.Б. или П.П. Неизвестность заводчика, мастера-стеклодела, проставившего товарный знак еще оставляет надежду на его определение. Хуже, если нет аналога и формы изделия и клейма. И совсем грустно, когда известны клинские мастера, написаны их истории, но совершенно забыты клейма которые эти люди ставили на свои произведения, что не позволяет продемонстрировать мастерство художников, рабочих завода Титова и многих других, менее известных и ранних.
Усваиваемые в России технологии окрашивания стеклянных сосудов во многом заимствованы в Западной Европе, в частности Германии. Опыт стеклоделов Тюрингии (стеклозаводы Лангенбаха под Шюйзенгеном (1525 г), Ференбаха (1590г.), Лауша (1597 г.)) прямо прослеживается в изделиях клинских мастеров.
Российское стекло по цветности подразделялось на три главных вида: прозрачное, непрозрачное и цветное. Несомненно, такое определение обедняет мастерство клинского стеклодела. На практике, аптечная и парфюмерная упаковка окрашивалась намного привлекательнее. Учитывался и внешний вид изделия, и условия хранения его содержимого, и, конечно, принятая для конкретного изделия окраска. Около двадцати цветов и их оттенков встречается в практике клинских стеклоделов: коричневый, бледно-желтый, светлый желто-зеленый, голубой, светло-голубой, бесцветный, бесцветный мутноватый, травяной, розовый, синий, болотный, серо-зеленый, светло-зеленый, зеленый, опаловый. Большинство изделий светлого стекла подернуто радужной побежалостью.
Заимствованные Россией в Германии, Франции, Англии и США способы аптекарского (медицинского) взвешивания постепенно определили «стандартные» размеры стеклянной тары . То есть объем тары подгоняли под весовые категории, употребляемые фармацевтами и парфюмерами. Введенная в 1840 году во Франции и в 1872 году в Германии десятичная и граммовая система распространялась и в России. Параллельно с десятичной системой существовал «нюрнбергский аптекарский фунт», несколько меньший, чем обычный торговый, и равнявшийся 12 унциям. Двойственность измерения, вероятно, нисколько не смущала ни производителей, ни потребителей. Рекламные проспекты стекольных заводов XIX и начала XX веков включают указания вместимости своей продукции и в унциях, и в золотниках, и в раздробленных фунтах. И хотя в 1907-1910 гг. твердо указывается на переход к десятичному весу (в граммах), измерение флаконов по-прежнему отталкивается от нюрнбергского фунта, равного 84 золотникам, 12 унциям или 356,783 граммам.
Вполне возможно, что производителям стекла и парфюмерам приходилось балансировать между многими объемными и весовыми категориями, поскольку и покупатель, будь то русский или иностранец, требовал отмеривания товара в тех единицах, к которым он привык. Еще сохраняется русский аптекарский фунт, равный 358,323 граммам, русская унция, равная 29,86 граммам и золотник, равный 4,266 граммам. Наряду с этим упоминаются: английская аптекарская унция — 28,35 гр., американская и английская жидкостные (объемные) унции, равные соответственно 29,57 куб. см. и 28,41 куб. см., английский аптекарский фунт — 373,240 гр. Кажущаяся мерная неразбериха, тем не менее, упорядочивается отношениями между производителями стеклянной упаковки и его клиентами. Из предлагаемых изделий С. Глинского потребитель мог выбрать такие, которые устраивали его по указанным параметрам. Необходимы флаконы в 3 золотника — пожалуйста, в 1 или 2 золотника — тоже имеются. Хочется заказать у Орловых склянки в 0,5; 1,5; 2 унции? Завод Орловых произведет любой требуемый ассортимент, исходя, естественно, из своих технических возможностей. Так что не стоит особенно искать «стандартных» решений в производимых склянках. Вернее, рассматривать предмет из стекла как вещь, удовлетворяющую спрос, будь то пузырек для чернил, одеколонный флакон, баночка для мази или бутылек под микстуру.
На донышках встречающихся сосудов часто располагаются отдельные цифры или ряд цифр. В зависимости от завода, производителя, назначения, конфигурации это: 1/2, 1, 2, 3, 4, 6, ..., 12 . За каждой из цифр, скрывается объем флакона и вес его содержимого, в золотниках или в унциях. К сожалению, из-за несовершенства самого изделия не всегда прослеживается прямая зависимость веса и объема от маркировки и параметров изделия. Флакон, маркированный как 1/2 может весить и как один золотник и как 1,5 золотника. Под цифрой один проходят 1,5 золотника и 1/3 унции. Цифра 3 может значить одну унцию и четыре золотника, 4 — четыре с половиной золотника или полторы унции. Есть и обозначения — 1/5 45 , что приблизительно читается как полторы унции и следующие за ними сорок пять граммов. При маркировке 6 флакон, бывает, вмещает вес содержимого в 8 золотников или 34,128 граммов. А бутылочка весом содержимого в 4 золотника имеет маркировку 10. Довольно крупный флакон с весом содержимого в 89, 59 граммов может маркироваться цифрой 3.
Если учесть все различия между стеклянными изделиями, то получается, что цифровая маркировка имела несколько значений. Она могла обозначать, кроме вышеуказанного, номер изделия, номер партии поставки, номер заказа.
Возвращаясь к несовершенству изделий, заметим, что несоответствие цифровой маркировки и весовых и объемных категорий вполне могло способствовать элементарному надувательству покупателей. Флаконы одинаковой конфигурации, размеров и маркировки, как проверено, почти никогда точно не совпадают по собственному весу. Тому причиной разница толщины стенок, дна, высоты горлышек. Естественно количество лекарства или парфюмерной продукции могло быть занижено. Впрочем, такое предложение заведомо несправедливо по отношению к честному большинству продавцов, особенно аптекарей-фармацевтов, в чьих руках были здоровье и жизнь пациентов.
Редко, но встречаются флаконы аптечного и парфюмерного назначения совершенно не имеющие маркировки. Их схожесть с иными изделиями определяется только по внешнему виду. Но такой «недочет» проще всего объяснить или плохим качеством изделия или тем, что стеклянная упаковка какого-либо товара в маркировке просто не нуждалась. Определить потребность и выгоду покупки стеклопосуды фармацевтам и парфюмерам помогали каталоги «на форменную, разных фасонов, аптекарскую, лабораторную, химическую и парфюмерную посуду». Платили аптекари, парфюмеры и купцы по одной-две и до шести копеек за флакон, пузырек или баночку. Но это по так называемой «средней», т.е. за упаковку из стекла для массовой продукции. Неординарное стекло разрабатывалось художниками индивидуально, по специальным заказам и эскизам, штучно и даже в единичных экземплярах. Такое стекло оценивалось соответственно сложности исполнения и количеству.
Готовые средства лечения, гигиены и парфюмерии упаковывались дюжинами, половинами и четвертями дюжин. Так поступали для упрощения оптовой распродажи.
В рознице покупатели приобретали духи от 9 копеек до нескольких рублей за флакон. Можно было купить «народные духи» за 10, 15, 20 и 35 копеек. Такие духи, в основном, составлялись на основе «ассорти».
Индивидуальность аромата и изящество упаковки обходились в 40-80 копеек. Специальные запахи, «спрятанные» в изысканное стекло, оценивались в один, два с половиной, пять, шесть и более рублей.
Своеобразное деление флаконов по размерам тоже оказывало влияние на их цену. «Малый флакон» продавали за 50-75 копеек и до рубля, «средний» — от рубля до рубля двадцати пяти копеек, «большой» — от полутора до двух с половиной рублей.
Мужской одеколон измеряемый малым, средним и большим флаконами в среднем стоил 60, 90 копеек и до 2-х рублей соответственно. Зубной элексир во флаконе с пробкой и этикеткой приобретали в «малой» расфасовке от 45 копеек, «средней» от 80 копеек и в «большой» от одного рубля пятидесяти копеек.
Цены склянок под духи вместимостью в половину, полторы и более унций колебались и в зависимости от принадлежности к ним определенного вида пробок. Если склянка без пробки стоила 5 копеек, то с «прессованной» пробкой ее цена возрастала вдвое, а со «шлифованной» пробкой достигала 11-12 копеек.
Встретив старинный стеклянный предмет отнеситесь к нему с уважением. Вспомните о его создателях - рабочих, художниках, мастерах стеклодувах.
В.Р. Пирог, Н.Е. Лисицына
|