ЮЗАО г. Москвы

Новости ЮЗАО Справочник организаций ЮЗАО Фотографии ЮЗАО и районов округа История ЮЗАО - памятники, усадьбы и прочая подобная информация Культурное наследие ЮЗАО Экологический форум ЮЗАО Форум жителей ЮЗАО Книги, статьи, очерки и прочая литература о Юго-Западном округе и его районах

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.
СообщениеДобавлено: 24 дек 2010, 07:59 
Не в сети
Почетный Житель
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 7097
Изображения: 23
Откуда: Теплый Стан
Изображение

«Бульдозерная выставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года... Была жестоко подавлена властями с привлечением большого количество милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила своё название". См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1% ... 0%BA%D0%B0

Местом проведения "Бульдозерной выставки" все участники называют некий "пустырь в Беляево", а Википедия то некий "лесопарк в Беляево", то "Битцевский лесопарк". На самом деле выставка была устроена на окраине поля, подходившего к полотну Профсоюзной улицы (нечетная сторона) после пересечения с ул. Островитянова. К Битцевскому лесопарку поле никогда отношения не имело, лес за ним, вошел в состав Битцевского лесопарка только в начале 1990-х гг., ранее он относился к Конькову (КОнькову-Троицкому), а ныне воспринимается как часть леса усадьбы Узкое (граница между Коньковым и Узким шла по речке Чертановке, протекающей по оврагу через этот лес). Ныне на месте, где была выставка, находится один из выходов станции метро Коньково (последний вагон от центра), и, чуть поодаль торговый комплекс "Кони-айленд", поставленный уже в нашем столетии по линии Профсоюзной улицы (но этот комплекс огромный, а масштаб выставки был явно меньше). Поле застроено в 1980-х гг. Часть домов, сооруженных на нем, значится по нечетной стороне Профсоюзной ул, другие по новой улице Академика Капицы.

Дома на фото, имеют нумерацию по ул. Островтиянова (30к2, 26к2, 28к1).
По ссылке фотографии:

http://community.livejournal.com/idu_sh ... 97694.html

_________________
Рожденный ползать, ползи быстрее!


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА
СообщениеДобавлено: 17 янв 2011, 13:00 
Не в сети
Почетный Житель
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 7097
Изображения: 23
Откуда: Теплый Стан
Изображение


Никита Мендкович. Кровая гебня и бульдозерная выставка

Прошлое традиционно обрастает всевозможными мифами и долг историка противопоставлять им факты, пусть даже и развенчивающие стереотипы. Попытаемся найти истину на основе воспоминаний и других источников.

Одним из «черных мифов», ярлыков приклеенных к советскому прошлому стала «бульдозерная выставка» 1974 года. Если верить, современным пропагандистам, стояли себе художники с картинами, никого не трогали, но тут налетела «кровавая гебня» с бульдозером и принялась громит выставку. А потом всех посадили.

Честно говоря, меня изначально несколько удивило то, что «гебне» понадобился бульдозер, что там в Беляево за панораму выставляли, которую без бульдозера не свалить? Зачем собственно «гебне» понадобилось гонять художников? Валютчики, что ли в Москве перевелись? ЦРУ закрыли на переучет?

Изображение

Собственно говоря, миф о бульдозерной выставке часть большего мифа о гонения на неофициальное искусство в СССР. Этот миф должен быть предметом более долгого разговора, здесь же мы лишь кратко поговорим о живописи.

Неформальное искусство существует в любой стране. Его представители те, кто поет, пишет, рисует, а его не – печатают, выставляют, выпускают на большую сцену. Явление это вечное, потому что сцен, залов и бумаги на всех не напасешься.

В живописи выход из неофициального в официальное искусство возможен через выставки. Если работы художника видят знатоки и ценители, это позволяет получить заказы, приглашения на новые выставки и проч.. Была ли такая возможность в СССР?

Было. Такие выставки проводились, в основном, «в редакциях, НИИ, небольших ДК» (1), впрочем, неофициальным художникам доставались места и покруче. Была легендарная «выставка такелажников» в Эрмитаже (30-31 марта 1963). Административный контроль над содержанием таких выставок почти отсутствовал и существовал, в основном, со стороны организаторов-неформалов. Абсолютно нормальные стартовые условия.

Может быть бал творческий вакуум? Нет, это бред отвергают даже диссиденты.

«В Библиотеке иностранной литературы можно было получить альбомы и книги, и там все художники, которые сейчас известны, сидели в читальном зале и смотрели. Вакуум был в том, что касается выставок. И то, надо сказать, что 57-й год был переломным. В 56 или 57 году прошла выставка Пикассо в Москве, потом прошли выставки американского, французского искусства» (В. Пивоваров – Радио «Свобода», 12 сентября 2004)

Но проблема в том, что, сколько таких выставок не делай, – все мало. НИИ, ДК и газетам нужно работать в обычном режиме. В музеях нужно выставлять и классику и маститых живописцев (тем более, что им тоже хочется выставляться почаще). Трудность еще в том, что участие в выставке не гарантирует известность, заметят – не заметят лотерея. Скандал вокруг своего имени поднять трудно: пресса еще не публикует отчетов о бракоразводных процессах и дебошах среди «золотой молодежи». Но!

Есть вариант: можно попытаться пробиться на международном уровне, тогда на тебя и в Москве будут уважительно кивать: «За границей выставляется». Пусть на дворе 1974 год, в принципе, сделать это не столь уж трудно: в 1971-м Талочкин устроил выставку группы художников в Копенгагене, а в 1974 – вторую.

Но проблема в том, что за границей тоже дураки и абы кого не берут. При попытке договориться с посольством вам из раза в раз кивают и талдычат, про то, что понимают всю тяжесть жизни в тоталитарной стране. Тут только тупой не поймет, что нужна выставка и пара политических заявлений. Это совершенно не опасно и ничем не грозит: была уже в 1970-м «Выставка на открытом воздухе», и ничего все живы, все на свободе.

Дело за малым: выбираем место, собираем художников алчущих славы, предупреждаем иностранных журналистов и дипкорпус.

Но, во-первых, маститые художники не хотели идти. Пишет Валентин Воробьев участник выставки:

«Первые зачинщики предприятия отлично знали, что для такого дела необходимы громкие имена подполья: Лев Кропивницкий, Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков, Лев Нуссберг – но они один за другим уклонялись от идеи, исходившей от молодых авантюристов.
– Неделю мы просидели на телефоне, – вспоминает былое питерский художник Юрий Жарких, – но толку не вышло. От корифеев неслось «это хитрости Рабина и компашки», «политическая вылазка»»(2).

«Авантюристам» пришлось идти на дело, т.е. на пустырь без авторитетов. Зато не подвели журналисты и дипломаты пришли и стали смотреть. Тут и произошло трагедия.
Изображение

О, ужас тебе неофициальная живопись: пришли «люди в штатском»! «Героико-трагическая история о машинах (лучше всего запомнились бульдозеры, но были и другие), которые шли на живых людей с картинами, осталась в памяти…» - пишет «Время Новостей»(16 сентября 2004).

Да, Боже, что это за машины были? Танки?

Да нет: кроме бульдозеров были самосвалы и грузовики. А еще был плакат «Все на субботник!»(3). Да что за чушь право слово. Где же люди в штатском?

Были вот они: «В густом тумане виднелась пара самосвалов с зелеными саженцами за бортом, хилая землечерпалка и темный силуэт бульдозера. Вокруг тяжелой техники, ощетинившись лопатами, вилами и граблями, замер грозный враг – землекопы и садоводы великой державы»(2).

Вот тебе и «кровавя гебня». Оказывается, там был всего лишь субботник по благоустройству территории (для того и техника), который совпал с неформальной выставкой.

Что сделали бы нормальные люди в таком случае? Отошли бы на 100-200 метров, благо местность открытая и зритель не заблудится. Но это было бы скучно:

«Отступать было некуда. Позади собирался доходный дипкорпус и желанное телевидение, а впереди стоял вооруженный русский народ. Я с китайцами и мои соседи на правом фланге, Комар и Меламид, с картинами наперевес двинулись на противника» - просто и откровенно пишет Воробьев. Нужен был скандал, нужна была драка и кутерьма, в которой и подавили картины.

Эпизод с «машинами, которые давили людей и картины» - чушь. Бульдозер наехал на картины, потому что бульдозерист был пьян (Известия, 16 сентября 2004). Из людей никого, естественно, не задавили. По мнению Оскара Рабина «Я думаю, что ничего грустного там не было, довольно веселый хэппенинг был».
Изображение

Четырех человек за драку с землекопами задержала милиция. Двоих освободили на следующий день, как сообщает Глезер «Рабина оштрафовали на 20 рублей каждого за нарушение общественного порядка. И он, и Оскар платить отказались, тем не менее, их отпустили»(3). Двоим дали двое суток (О. Рубин – РС, 12 сентября 2004). Более того, они смогли поучаствовать в пресс-конференции, на которой обвинили советский строй во всех смертных грехах.

В результате на сцене появилась кровавая гебня: 17 сентября с «молодым авантюристом» Рубинным встретился лейтенант КГБ Иьин и «КГБ ни при чем. Милиция и районные руководители наказаны. Что им важно понять, чего хотят художники: выставки или скандала?»(3). Мало что хвостом не вилял.



Да, картина, которая видна из мемуаров, мало согласует с современными антикоммунистическими шаблонами, но против фактов не попрешь. Никто не виноват, что «демонстрация свободолюбивых художников» на страницах мемуаров выглядит, как «афера» направленная на скандал и раскрутку участников. Вместо репрессий: обычная кухонная драка. Вместо гонений на неофициальную живопись: миф и туман.

Изображение


(1)Т. Шехтер «Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины XX века». СПб.1995.

(2)В. Воробьев «Бульдозерный Перформанс» // «Независимая Газета», 17 сентября 2004 года.

(3)А. Глезер «Если кто забыл, как оно бывает…» // «Московские Новости», 17 сентября 2004.

Оригинал поста и комменты к нему:
http://community.livejournal.com/back_i ... l#comments

Думаю, что автор прав процентов на 50, но все равно любопытно почитать!

_________________
Рожденный ползать, ползи быстрее!


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА
СообщениеДобавлено: 08 мар 2013, 00:10 
Не в сети
Почетный Житель
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 7097
Изображения: 23
Откуда: Теплый Стан
Изображение

Нашел отличный анекдот:

Октябрь 1974 г. Брежнев читает западные и самиздатовские отзывы о «Бульдозерной выставке»:
«чудовищное преступление против свободы творчества... красный сапог на горле культуры... варварская выходка... гневно осуждаем... передовая общественность не допустит... деятели культуры протестуют»...

Леонид Ильич отбрасывает эти бумаги, закрывает лицо руками и гневно шепчет:
– Быдло!! Бескультурные, чумазые быдланы! Это же был перформанс! Бульдозер, сметающий картины — это же аллегорическое олицетворение хтонического ужаса, воплощение экзистенциального протеста против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать!! Боже, какие же они бесчуственные и бескультурные быдланы! Осуждают они... что эти дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!

_________________
Рожденный ползать, ползи быстрее!


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА
СообщениеДобавлено: 21 окт 2013, 10:18 
Аватар пользователя
Здравствуйте. Я верю в Теорию Заговора. И прочитав всё написанное, я подумал. Эти озеленители могли там оказаться вовсе не случайно. И никакие они не озеленители. Выдать акцию разгона за "бытовуху" - хороший ход спецслужб. А может и всё вышенаписанное - правда. Вам этого не скажут.


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА
СообщениеДобавлено: 21 окт 2013, 11:54 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 293
Попадая к власти такого уровня, понимаешь, что можно сделать и как это сделать для своего процветания и процветания своих близких. И тогда судьбы всех остальных людей тебя не заботят... И если посмотреть на ситуацию "народ-власть", то народ - это таки быдло, недумающее, ничего не желающее, ведомое...

_________________
«Ну, у тебя и фамилия, Крузенштерн! Как ты с ней живешь?!» Ф. Ф. Беллинсгаузен


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.
СообщениеДобавлено: 16 сен 2014, 22:13 
Не в сети
Почетный Житель
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 7097
Изображения: 23
Откуда: Теплый Стан
5 сентября – 12 октября 2014 г.
"СВОБОДА ЕСТЬ СВОБОДА..."

В эти даты пройдет арт-выставка в в галерее «Беляево» (ул. Профсоюзная, д.100)


Новый проект посвящен 40-летнему юбилею легендарной публичной акции художников-нонконформистов, состоявшейся 15 сентября 1974 года на окраине столицы, в Беляево (на пересечении ул. Профсоюзная и ул. Островитянова). Ее участники – коллекционер Александр Глезер, художники Оскар Рабин, Валентин Воробьев, Юрий Жарких, Виталий Комар, Александр Меламид, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Александр Рабин, Евгений Рухин, Василий Ситников, Борух Штейнберг, Надежда Эльская, поэт Игорь Холин и присоединившиеся к ним Алексей Тяпушкин, Сергей Бордачев, Леонид Бажанов, Виктор и Маргарита Тупицыны, Эдуард Зеленин, Владимир Котляров (Толстый) – попытались открыто, без предварительной цензуры показать свои произведения всем желающим.


Выставка, реализованная вне стен официальных художественных залов, была встречена бульдозерами и поливальными машинами и вошла знаменательным событием в историю российской художественной жизни. Задуманная, по словам Оскара Рабина, «как политический вызов репрессивному режиму», как протест против регламентированных правил советской культуры, эта акция повлекла за собой значительные изменения и реформы в российской радикальной художественной жизни.


20-летие этого социально-художественного события было отмечено в 1994 году ретроспективной выставкой ее участников в галерее «Беляево» (на тот момент - выставочный зал «Дом 100»). Проект 2014-го года, подготовленный куратором Виталием Пацюковым, отличается своим рефлексивным характером. В нем подчеркиваются социальные возможности творчества, когда свободное волеизъявление художника, актуализируя демократические процессы, способствует оздоровлению общества.

В экспозицию вошли не только фотодокументы события 15 сентября 1974 года и произведения участников – Оскара Рабина, Лидии Мастерковой, Боруха Штейнберга, Виталия Комара, Сергея Бордачева, Юрия Жарких, Владимира Немухина, Валентина Воробьева, – но и материалы, относящиеся к истории журнала «А – Я», своего рода энциклопедии неофициального русского искусства, издававшегося в Париже художником Игорем Шелковским с 1979 по 1986 гг. По замыслу создателей журнал стал «инструментом для поисков истины, местом вечного и неразрешимого спора: что такое искусство?» Инсталлированная экспозиция архива журнала «А-Я» включает скульптуры и объекты Игоря Шелковского.

К выставке подготовлено видеоинтервью с Оскаром Рабиным, в котором художник рассказывает о подробностях исторического события 15 сентября 1974 года. На выставке Институтом проблем современного искусства будут представлены также работы художников новых генераций, посвященные этому своеобразному «жесту свободы» 70-х. В рамках проекта пройдут творческие вечера с участниками выставки, состоится дискуссия на тему: «Социальные формы искусства в актуальных художественных процессах».

_________________
Рожденный ползать, ползи быстрее!


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.
СообщениеДобавлено: 16 сен 2014, 23:10 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 152
Посмотрите, что собственно было на той выставке представлено.


Интересно.
Верстка журнала "Искусство" 2009 года. К 35-летию "Бульдозерной выставки"

Немного про нонконформистов.

_________________
— Кто подписал? Я подписал?.. Да, я подписал... "Тот самый Мюнхгаузен."


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Сайт, на котором вы сейчас находитесь, основан группой единомышленников 28 ноября 2010 года. Основная цель портала - общение жителей Московского Юго-Западного округа, обмен различной информацией, фотографиями и новостями. ЮЗАО г. Москвы является одним из самых красивых, зеленых и экологически чистых округов нашей столицы. Живописные районы Москвы, такие, как Ясенево, Коньково, Теплый Стан, Черемушки вошли в состав нашего округа. Наш округ находится на Теплостанской возвышенности, получившей свое название по деревне Теплый Стан, на месте которой в начале 1970-х гг. был сооружен новый жилой массив. На нечетной стороне Профсоюзной улицы недалеко от станции метро «Теплый Стан» расположена самая высокая точка как Юго-Запада Москвы, так и самой столицы. Ее высота 254,6 м над уровнем моря. Неофициальный портал и форум ЮЗАО 2010-∞ ©. За достоверность размещенной на сайте информации владелец домена ответственности не несет. По всем вопросам, замечаниям и предложениям просьба обращаться по адресу uzaok@mail.ru

Powered by phpbb3®