ЮЗАО г. Москвы
https://uzaok.ru/

Аэродром в Теплом Стане
https://uzaok.ru/viewtopic.php?f=29&t=716
Страница 1 из 3

Автор:  Mik [ 03 мар 2011, 20:37 ]
Заголовок сообщения:  Аэродром в Теплом Стане

Изображение

текст про аэродром и его обсуждение

http://lugerovski.livejournal.com/192566.html

Продолжение обсуждения в комментах здесь:

http://community.livejournal.com/msk_ts/23562.html
здесь:

http://community.livejournal.com/idu_sh ... 19345.html
и здесь:

http://alisa-varia.livejournal.com/393699.html

Автор:  Сергей_ [ 04 мар 2011, 16:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

Mik Все читать нет возможности. Если не тяжело в кратком содержании хотя бы место нахождения укажи.

Автор:  Mik [ 04 мар 2011, 16:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

Некоторые вехи истории:
Истак, аэродром в Теплом Стане безусловно создан до войны, в 1936 г. уже существовал.
"По воскресеньям ездили на аэродром в Теплый Стан. Знакомились с самолетами У-2 (По-2), мыли их. [...]
Наступило лето 1936 года. Все курсанты взяли отпуска по отношениям от командования аэроклуба. Мы выехали в лагеря на аэродром у Теплого Стана, размещались в сельской школе. Начались учебные полеты..."
Полностью здесь...
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/aut ... 16&page=19
Упоминание школы наводит на мысль, что это бывший барский дом усадьбы Троицкое (Троицкое на Теплых станах), ныне пос. Мосрентген (от усадьбы сохранились церковь и пруды) по крайней мере школа в усажьбе была в 1920-х гг.
Опять же слово "сельская", все соседние населенные пункты были деревнями...

Во время войны Теплый Стан - аеродром ПВО. С 1946 г. на аэродроме базировался 176-й гвардейский Проскуровскийо орденов Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова истребительный авиационный полк

"Один из лучших в ВВС истребительных авиаполков недолго оставался в Германии - уже в 1946 г. 176-й ГИАП с германского аэродрома Шеневальде был перебазирован на аэродром Теплый Стан , практически - в Москву. В Теплом Стане на базе полка проходили войсковые испытания истребители Ла-9 и Ла-11, одним из первых в ВВС полк получил реактивные истребители МиГ-15. Весной 1951 г. полк был отправлен на Корейский полуостров..."
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=ht ... g=51&isu=1

Немного другая версия "корейскихх событий". http://lib.aldebaran.ru/author/pepelyae ... ov__6.html
"Было приказано в короткий срок сформировать два истребительных авиаполка, штаб и управление дивизии, а также части специального и материального обеспечения. Формирование двух полков проводилось из личного состава трех авиаполков, которые базировались на аэродромах Кубинка, Теплый Стан и входили в 324-ю авиадивизию прежнего состава. Летный состав формируемых полков разрешено было набирать только из добровольцев трех полков, за исключением летчиков-пилотажников, принимавших участие в показательных полетах. Я формировал три эскадрильи 196-го полка из летчиков-добровольцев 196-го и 32-го гвардейских авиаполков".

На аэродроме в Теплом Стане после войны проходили испытаняи реактивного самолета DFS-346, который в СССР назывался "346".
"Немногим теперь уже известно, что в прошлом на территории нашего района, недалеко от нынешней Профсоюзной улицы, располагался военный аэродром. Он был сооружен в начале тридцатых годов, а со второй половины пятидесятых (предположительно √ с 1956 года) стали застраиваться жилые районы. От немногих других таких же небольших тыловых аэродромов он отличался интересными полетами, которые проводились на нем после войны..."
Полностью здесь
http://www.testpilots.ru/tp/germany/dfs/346/dfs346.htm
От себя добавлю что там же испытывали и самолеты других типов

Я первоначально полагаюл, что место аэродрома теперь занятно огромной территорией Мосводоканала (водоранилищем) на углу Новоясеневского проспекта и Профсоюзной улицы, т.е. юридически он уже находился в районе "Ясенево". Однако сомнительно устройство аэродрома параллельно дороге, кроме того полоса получается чуть больше полукилометра - это мало. Скорее всего, аэродром был западнее Мамырей и видимо, частично занимал территорию современного Николо-Хованского кладбища. Кстати, между Мамырями и Мосретгеном находится некий "военный городок", состоящий из деревянных дачек, возможно он был связан с аэродромом.

См. также: киевский форум на котором пытались определить место аэродрома.
http://forum.papir.kiev.ua/viewtopic.ph ... sc&start=0

Автор:  Лысый [ 04 мар 2011, 21:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

Аэропорт был в районе Олимпийской деревни, кажется.

Автор:  Mik [ 04 мар 2011, 21:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

Его называют либо Теплый Стан или Мамыри! Самой логичное для него место - Хованское кладбище (территория, конечно)



"... уже в 1946 г. 176-й ГИАП с германского аэродрома Шеневальде был перебазирован на аэродром Теплый Стан, практически - в Москву. В Теплом Стане на базе полка проходили войсковые испытания истребители Ла-9 и Ла-11, одним из первых в ВВС полк получил реактивные истребители МиГ-15. Весной 1951 г. полк был отправлен на Корейский полуостров.

После возвращения из Кореи 176-й ГИАП был передан из ВВС в систему ПВО (приказ от 16.02.1952 г.). Полк базировался на аэродроме Орешково, Калужской области. На основании директивы МО от 15.03.1960 г. прославленный полк был расформирован...

Когда 176-й полк в составе «кожедубовской» 324-й истребительной авиационной дивизии убыл в Корею, а его приемником стал 234-й истребительный авиационный полк. Формирование 234-го ИАП на аэродроме Теплый Стан началось согласно Директиве Военного министра Союза ССР ОРГ/5/396479 от 15.11.1950. Преемственность 234-го ИАП по отношению к легендарному 176-му ГИАП подчеркивает тот факт, что первым командиром 234-го ИАП стал гвардии полковник Николай Николаевич Шульженко. Ранее гвардии полковник Шульженко командовал 176-м ГИАП.

Боевое знамя 234-й ИАП было вручено в торжественной обстановке 29.04.1951.

Близость огромного города осложняла проведение полетов, особенно - проведение полетов в сложных метеоусловиях. Поэтому в 1952 г. полк перевели в подмосковную Кубинку (Директива Военного министра Союза ССР № 47648 от 07.04.1952)."http://www.knights.ru/tspat.shtml

В августе 1951 года на генеральной репетиции ко дню Воздушного флота в воздухе произошла неразбериха из-за опоздания колонны самолетов ведомой командиром полка Шульженко Н. Н. с аэродрома Теплый стан. В результате этого бомбардировочная колонна на Ил-28 с аэродрома Мигалово (Калинин), летевшая за колонной из Теплого стана, рассыпалась, два самолета упали на землю, произошло ЧП. Подполковник Шульженко был снят с должности, командиром полка стал майор Бабаев Александр Иванович – пилотажник из Кубинки. Был снят с должности и командир дивизии бомбардировщиков.

http://www.airforce.ru/history/parade/
_________________

Помню с моим приятелем Васей Антониным, который был старше меня на 3 года, пойдем, купим булочку и бутылку молока. Вот и весь обед. Мы с ним делали детали для гироскопа, который стабилизировал ракету. Он, конечно, был специалист, а я так - на подхвате. Вася был спортсменом, гребцом. В 1935 году он мне предложил пойти в планерную школу. Она располагалась на площади Маяковского, и руководил ей Сергей Семенович Субботин. По вечерам занимались теорией, а по выходным подлетывали. В районе Мневников был понтонный мост через Москву-реку, на другой стороне крутой склон и деревня. Вот на этом склоне при помощи резиновых амортизаторов запускали планера. После окончания школы Субботин мне предложил пойти учиться на пилота самолета. Я согласился. В 1936 году окончил школу с оценкой «отлично», а потом за год прошел программу инструкторов и стал инструктором. Летали с аэродрома Теплый Стан.

Началась война. Когда немец стал подходить к Орлу, наш аэроклуб перебросили из Теплого Стана в сторону Пензы.
http://www.uvao.ru/uvao/ru/pages/print/o_92533
Воспоминания - Летчики-бомбардировщики. Воробьев Василий Егорович

И главное - аэродром Теплый Стан существовал уже в 1935 году. Более того, тогда на нем прошли Всесоюзные планерные соревнования, кстати, есть указание что он был в 2 км от одноименной станции метро сейчас. http://abelov.www2.50megs.com/planer/lifts.htm

Правда, я бы не исключил что и имеются ввиду 12 всесоюзные планерные состязания, которые прошли
10-27 июля 1937 г. в районе Теплого Стана (без успехов (438,734) http://www.airforce.ru/history/chronology/1937.htm

Во всяком случае, при таком раскладе, в СМИ и их архивах должно быть немерено снимков аэродрома!

Западнее Мамырей есть домики, которые называются военный городок, заехал туда случайно через строительную ярмарку несколько лет назад, хотели к церкви в Мосрентгене - водитель не туда повернул... У этих домиков дорогу уточняли. Думается, что это остаток аэродромной инфраструктуры... Домики не новые, но и не фантастически старые, ориентировочно 1950-е... Теоретически можно туда добраться и с жителями поговорить.
_________________

Автор:  Mik [ 04 мар 2011, 21:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

Добавлено: 18-04-2010, 19:07
По свидетельству летчика Михаила Каснерика в 1948 г. аэродром посещал Герой Советского Сююза А. Маресьев

"В 1948 году я приехал служить на аэродром «Теплый Стан» в Москве. В один из выходных дней заходит в нашу столовую группа летчиков и среди них — знакомое лицо. Маресьев осмотрел зал, задержал взгляд на нашем столике, подходит и говорит: «Ну что, Миша, вот и встретились». И ребятам меня представляет: «Это мой инструктор, он меня в Иваново в небо первым выпускал».
http://www.sb.by/?area=content&articleID=56662

Как раз в 1948 г. совсем рядом с аэродромом, в Большом Голубине, снимали эпизоды из фильма «Повесть о настоящем человеке» (1948 г.) - экранизации одноименной повести Б. Н. Полевого, в которой играли П. П. Кадочников, Н. П. Охлопков, Л. В. Целиковская, Т. Ф. Макарова, В. В. Меркурьев, Л. Н. Свердлин, Л. С. Соколова (режиссер А. Б. Столпер). Не исключено что Маресьев его консультировал, а сцены на аэродроме снимали в Теплом Стане (Мамырях)... Посмотреть бы фильм!
________

Автор:  Добряк [ 04 мар 2011, 21:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

Может фоток накидать сюда еще? А то много букав, читать тяжело :)

Автор:  Mik [ 04 мар 2011, 21:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

По этой теме, увы, не очень с фотками...

Автор:  Mik [ 04 мар 2011, 22:24 ]
Заголовок сообщения: 

Лысый писал(а):

Аэропорт был в районе Олимпийской деревни, кажется.




В воспоминаниях С.Крамаренко описано, как он ехал на этот аэродром:
"Мы проехали небольшую деревню Теплый Стан, за ней было еще несколько домиков — поселок со странным названием Мамыри. Сворачиваем с асфальта и по проселку въезжаем в небольшой лесок, где останавливаемся у новеньких двухэтажных казарм, видимо, только что построенных. Вылезаем, неся с собой нехитрый скарб: по чемоданчику с необходимыми вещами, — и строимся. Командир поздравляет нас с благополучным прибытием. Адъютант эскадрильи Виктор Фомин ведет нашу эскадрилью в первую казарму. Там мы занимаем отведенные нам комнаты: в каждой комнате по четыре человека, то есть звено. Командир эскадрильи и его заместитель занимают отдельные комнаты. Через час мы идем в столовую, где нас ожидает праздничный обед. http://scilib.narod.ru/Avia/Kramarenko/kramarenko.htm

Автор:  Сергей_ [ 05 мар 2011, 01:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

Лысый, в Олимпийской деревне был учебный аэродром!
Самолеты не летали... Сейчас на его месте новые дома

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  Добряк [ 05 мар 2011, 08:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

На последних фотографиях никак не пойму, где это? От юго-западной как ехать к олимпийской деревне? На месте нынешнего МИРЭА?

Можно на карту вид сверху дать ссылочку?

Автор:  Bobby [ 05 мар 2011, 10:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

Больше похоже, что аэродром был, где сейчас аварийное здание-кристалл стоит на Юго-западной.

Автор:  Сергей_ [ 07 мар 2011, 17:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: АЭРОДРОМ В ТЕПЛОМ СТАНЕ

Это вот тут http://maps.yandex.ru/-/C6bjm9a

Автор:  Mik [ 02 май 2012, 11:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аэродром в Теплом Стане

Передача про аэродром в Теплом Стане

http://www.newstube.ru/media.aspx?media ... d=external

Автор:  Mik [ 02 май 2012, 11:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Аэродром в Теплом Стане

Тайны аэродрома Теплый Стан

21.04.2012 20:53
Автор: Дмитрий Хрусталев

Сохранить


Обычно основные вехи Битвы за столицу в Великую отечественную войну ассоциируют с северо-западом: с Волоколамским шоссе, с Крюково, с противотанковыми "ежами" на полпути от Москвы к аэропорту Шереметьево по Ленинградке. Но на самом деле и "новая Москва" на юго-западе оказывается там, где проходила оборона, особенно воздушная. Не на юго-запад ли летели участники первого десанта под Папино на реке Нара? И не у Калужского ли шоссе погиб автор первого ночного тарана Талалихин? 21 апреля — 70 лет с окончания битвы за Москву. Но кто сегодня помнит, где, например, был аэродром Тёплый Стан, откуда осуществлялись многие из этих полетов?
Трудно поверить, но этому бодрому ветерану скоро исполнится 90 лет. Генерал авиации Сергей Крамаренко. Именно он показал место, которое любители истории, а теперь и блогеры обнаружили на немецкой аэрофотосъемке 1942 года и на снимке американского спутника 1960-х, но так и не смогли найти на куцых картах-схемах Москвы, опубликованных тогда в СССР, — настолько все было засекречено. Сегодняшние школьники немедленно скачали современную топографическую карту из Интернета и, кажется, нашли все сразу.
За последние 40 лет рельеф изменился настолько, что и сегодняшние продвинутые школьники определили район лишь в целом: примерно там, где в нынешней зоне отдыха "Тропарево" в 1941-м формировалась 5-я стрелковая дивизия, стоявшая от Очаково до Теплого Стана.
"Ветераны вспоминают аэродром Теплый Стан. Он, скорее всего, находился за кольцевой дорогой, потому что там есть поле", — рассказал ученый секретарь Государственного музея обороны Москвы Кирилл Дряннов.
Вполне возможно, речь идет об одном историческом поле. На еще одной немецкой аэрофотосъемке в районе намного лучше видна еще одна взлетно-посадочная полоса. Может, это и есть аэродром Теплый Стан? Вот и сегодня на эту полосу приземляются военно-транспортные самолеты, например, Ан-26.
Взлетно-посадочная полоса существует почти 80 лет. Аэродром Остафьево появился в далеком 1934 году. Изначально здесь базировался аэродром НКВД. Примечательно, что первый полет состоялся тут еще раньше. Так, в начале XIX века на этом поле на воздушном шаре приземлилась первая русская воздухоплавательница княгиня Прасковья Гагарина.
Но вот откуда сегодня здесь, у входа в штаб, взялся якорь? И почему такой же якорь можно различить на фуражках потомственных летчиков на аэродроме посреди суши? Корни этой загадки приводят нас к войне холодной. Оказывается, в 1959-м сюда был перебазирован 65-й транспортный авиаполк ВВС Военно-морского флота. А где и когда он был создан?
"Здесь начинаются ангары, здесь стояли самолеты. По 15-й Парковой, захватывая дорогу, шли к 16-й Парковой", — сказала директор школы №351 Нателла Ефремова.
Стояли не только самолеты, но и вертолеты. Восточное Измайлово. Район, который сегодня мало чем отличается от других спальных районов столицы. С виду — те же улицы, многоэтажки и привычные пробки. Однако здесь история не снаружи, а внутри.
"Если мы начинаем копать, то через пятьдесят сантиметров выходим на бетон. Здесь когда-то была взлетно-посадочная полоса. Вся застройка велась в 60-е годы. Где сейчас стоит школа, было место торможения самолетов", — отметила Нателла Ефремова.
В июне 1942-го именно в этой части Москвы создается аэродром, и именно здесь формируется уже упомянутый авиаполк. Косвенное свидетельство тому — все та же немецкая съемка времен войны. Территория аэродрома простиралась от Измайловского проспекта (с юга), Щелковского (тогда Стромынского) шоссе (с севера), 5-й Парковой улицы (с запада) и 16-й Парковой улицы (с востока).
Путь из Измайлово в Остафьево пролег через Берлин — с Измайлово бомбили столицу Рейха. После войны у Советского Союза враг был уже другой. Тем более удивительны на Измайловском поле американские бомбардировщики Б-29. До наших дней они не сохранились, однако новые стоят в точности на том же месте и в том же порядке.
Оказывается, в последний год войны на Дальнем Востоке совершили вынужденную посадку несколько Б-29 тогда еще наших союзников. Вопреки просьбам самолеты американцам мы не вернули. А уже в 1947-м выпустили точную копию — советский бомбардировщик Ту-4, который перелетел на Теплый Стан.
Так где же был тот самый аэродром? Генерал Крамаренко сказал ехать на юго-запад, но свернуть попросил не в Остафьево, а в поселок Мамыри, что на Калужском шоссе. К поиску подключилось даже МЧС, чей Центр спасательных операций находится в предполагаемом районе.
"Здесь был переход через ручей. Озеро, дорога в городок. Штаб стоял, казармы, — вспоминает герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Сергей Макарович Крамаренко. — Стены не было. Был лес. Дороги этой не было. Мы тут мылись, купались, загорали иногда".
Глядя на этой воду, вряд ли кто-то сейчас отважиться здесь искупаться. По словам местных жителей, в озеро уже много лет сливают воду из расположенного поблизости завода "Мосрентген".
"Там был овраг. У меня однажды отказал двигатель. Я стал садиться, промазал и перевернулся. Командир подходит: почему перевернулся? Я говорю, что мотор отказал. А он сказал: у тебя номер "13", потому и отказал", — рассказал Сергей Макарович Крамаренко.
До и во время войны здесь базировались У-2, на которых учили будущих летчиков. Но У-2 — не только учебный. По ходу битвы за Москву они сбросили на немецкие позиции в два раза больше бомб, чем все остальные наши самолеты. После войны, как рассказывает Крамаренко, здесь базировался 176-й истребительный полк, и он уже летал на Ла-7 и Ла-9.
"Там было ровное поле, там летали. Потом постелили металлическую полосу и стали летать на реактивных Як-15 и Як-17", — сказал Крамаренко.
Обнаружив место расположения казарм, отправляемся на поиск взлетно-посадочной полосы. Со слов ветерана, она шла параллельно озеру, метров в 200 от военных частей тех лет. Единственная прямая дорога здесь идет между Хованским кладбищем с одной стороны и центром МЧС и современной военной частью — с другой. Это и есть остатки полосы.
"Здесь взлетали. Там ручей, лес. Метров 200 отсюда. А мы взлетали. А потом положили металлическую полосу, и мы по ней стали взлетать. Наверное, дорогу сделали на металлическую полосу", — говорит Сергей Макарович Крамаренко.
Отсюда в 1950-м году Крамаренко отправился в Корею, где получил Звезду Героя. Сегодня он — единственный живой ветеран аэродрома Теплый Стан, который вот-вот перейдет во владения Москвы и где, до сих пор нет даже памятного знака.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=776744

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/