ЮЗАО г. Москвы

Новости ЮЗАО Справочник организаций ЮЗАО Фотографии ЮЗАО и районов округа История ЮЗАО - памятники, усадьбы и прочая подобная информация Культурное наследие ЮЗАО Экологический форум ЮЗАО Форум жителей ЮЗАО Книги, статьи, очерки и прочая литература о Юго-Западном округе и его районах

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 13:22 
Не в сети
Почетный Житель
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 7095
Изображения: 23
Откуда: Теплый Стан
Большая ордынская дорога
Священник Николай Киселев

В домонгольской Руси главными путями сообщения служили реки и переволоки между ними. Первые дороги также шли вдоль рек. Есть сведения, что уже в Москве первых десятилетий существования ее как города радиальное расположение главных улиц диктовалось направлением уходящих на Смоленск, Владимир, Ростов, Коломну, Новгород и Боровск трактов.



В период татаро-монгольского ига дорожная сеть быстро развивалась - этого требовали завоеватели-степняки для оперативного сбора дани и наблюдения за порядком.

Основатель Московского государства святой благоверный князь Даниил Александрович (1261-1303), рачительный и дальновидный хозяин, разделил свой московский удел на станы, волости, погосты и постарался связать их удобными путями сообщения. К югу от Москвы на стоящие по Оке города Коломну, Каширу, Лопасну, Серпухов, Алексин и Калугу также пролегли дороги. Особо важное государственное значение среди них приобрела Большая Ордынская. Она вела из Москвы через Лопасню, Тулу на Великий переволок Волго-Донского междуречья в столицу Золотой Орды Сарай.

На своем тысячеверстном протяжении Ордынка имела ответвления у села Верхние Котлы - на Каширу, у села Молодцы - на Боровск и Калугу, у села Зачатьевское - на Серпухов, Алексин, Белев, Орел, Курск, Приднепровье и Крым. Основная же трасса в XII-XVI веках шла от Молодцев на Ростовцы через Бяконтов Мыс на Пахре, а далее от села Зачатьевского вдоль реки Лопасни через Хатунь и Сенькин брод - к городу Лопасне на южном берегу Оки и затем к Туле.

Название «Ордынка» бытовало в XIII-XIV столетиях; позже, в XIV-XV веках, дорогу именовали преимущественно Серпуховской, а в XVI-XVII-м - Крымской. В припахринской области на 40-верстном участке от села Молодцы до села Ростовцы (ныне Молоди) местные жители в древности говорили: «Ростовецкая» или «Ростовка».

Начиналась Ордынка от Красной площади; пройдя по мосту через Москву-реку, в Замоскворечье следовала по улице Большая Ордынка, где еще в XIV веке сложились Татарская и Толмачевская слободы, население которых обслуживало златоордынских послов, воинов и купцов, прибывавших в Москву. От Серпуховской заставы Ордынка вела к Данилову монастырю, далее - мимо деревни Котлы в низовьи речки Котловки, миновав которую, поднималась по гребню к Верхним Котлам с Каширской развилкой; вскоре у непроходимого Чертановского леса сворачивала на запад (там теперь начинается Нахимовский проспект) и вдоль Котловки приводила в село Зюзино-Борисовское (в древности называемое Скрябиным и Скорятиным). Оттуда путь лежал водоразделом бассейнов реки Чертановки (с востока) и Раменки (с запада) в районе села Коньково-Троицкое к селу Теплый Стан. Обогнув Битцевский лес, путешественник затем сворачивал к деревне Голубино при истоке реки Битцы (Абитцы, Обицы) и попадал, следуя северным берегом Битцы, в древнее, известное по документам с XIV века великокняжеское село Ясенево. Далее была переправа у деревни Абитцы (Старой Битцы) между селами Садки и Качалово и поворот на юг, к становому селу Чермневу (Черневу). От Никольского-Неверовского (ныне - деревня Староникольское в черте Москвы) Ордынка шла по правому берегу Малой Десны до станового села Молодцы и села Сарово (ныне Старосырово) за речной переправой. В Молодцах брала начало Боровская (она же Старокалужская) дорога, через Красную Горку и Подольскую переправу на Пахре уходившая на Перемышль, Малоярославец и Калугу. Ордынка же после Сарова убегала на восток - к селу Васильевскому и потом к Бяконтовому Мысу на Пахре, здешняя переправа через которую являлась ключевым пунктом обороны Московского государства с юга.

С течением времени маршрут Ордынки в пределах современной Москвы и ближайшего Подмосковья претерпел изменения. К концу XVII века Тульско-Серпуховской тракт шел от Котлов прямо на юг через Чертаново, Красное, Бирюлево и Старую Битцу, минуя Ясенево, а далее - через село Подол с почтовой станцией «Пахрино», куда переместилась развилка старой Калужской дороги с ответвлением на Серпухов-Молоди-Зачатьевское. Развилка при Сарове (путь на Бяконтов Мыс) потеряла свое былое значение. По-видимому, тогда же, в Петровскую эпоху проложили прямую Калужскую дорогу (Коньково и Теплый Стан-Красное-Вороново-Кресты).

В 1845 году было построено новое Варшавское шоссе, напрямую соединившее Москву с Подольском: от Красного через Анино и Печатнино на Битце, Бутово, Ново-Никольское, Щербинку и Новосырово. Отрезки Ордынки между Коньково и Староникольским стали дорогами местного значения и использовались для прогона скота из южных губерний на московские рынки.

Древняя Ордынка хорошо сохранилась до наших дней на почти трехкилометровом участке, который можно видеть, следуя на юг от Староникольского через Молодцы, Старосырово и по Сыровскому полю до поселка Знамя Октября. Ее тваердое, ровное и достаточно широкое для встречного разъезда полотно, возвышающееся над прилегающими полями на метр-полтора, за 700 лет существования нисколько не оплыло и отличается завидной прочностью. Представление о столь надежном способе дорожного строительства могут дать результаты археологического исследования валов близлежащего города Перемышля на Моче (XII-XIII столетия): укладка слоя местного известкового бута на дрова, которые поджигали, нанеся сверху слой глины, и так несколько раз - своеобразная «закалка». Не исключено, что и Ордынка строилась подобным образом, ибо в разрезе мы наблюдаем четыре слоя уплотненной крупчатой субстанции серого цвета. В любом случае участок дороги XIII века в окрестностях Молодцев является уникальным историческим памятником и должен охраняться государством.

Интересно отметить, что, по-видимому, с самого начала строительства и использования Ордынки духовным покровителем всех по ней путешествующих, а также несущих ратную и пограничную службу православных христиан стал святитель Николай Чудотворец Мирликийский. Начало дороги осенял его резной образ на Никольской башне Кремля. Храмы святителя Николая стояли в Толмачах и Пыжах, по выезде из Москвы - в Котлах, а далее храмы в селах Молодцы, Васильевское, Пахра-Подол, Ровки на Лопасне и в городе Перемышле на Моче...

Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mj.rusk.ru/

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=72460

Естественно, Коньково, тогда еще не называлось Троицким... Вообще, есть подозрение, что имелось ввиду соседнее Сергиевское (Коньково-Сергиевское), ранее деревня Степановское. Получется. что дорога шла по западной окраине Узкого и поворачивала примерно в районе Принц-Плазы (исток Битцы на территории Водохранилища), шла к Голубину (Большому, Малого вообще тогда еще не было), а оттуда в Ясенево. Значит она огибала Узкое (формально ныне это П_ИП Битцевский лес).

_________________
Рожденный ползать, ползи быстрее!


Пожаловаться на это сообщение

За это сообщение автора Mik поблагодарил: Сергей_
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 03 фев 2011, 13:47 
Не в сети
Почетный Житель
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 7095
Изображения: 23
Откуда: Теплый Стан
Московский журнал
Священник Николай Киселев
N 1 - 2004 г.


--------------------------------------------------------------------------------

По России



ДОРОГА РОСТОВЕЦКАЯ


В домонгольской Руси путями сообщения служили в основном реки и переволоки
между ними. Вдоль рек шли и первые дороги. В период татаро-монгольского ига устройства дорог требовали сами завоеватели, чтобы эффективнее следить за порядком и контролировать получение дани. Заинтересованность в развитии дорожной сети вскоре начала проявлять и Москва - без этого нечего было и думать о собирании русских земель и освобождении их от иноземного гнета.
Святой благоверный князь Даниил (1261-1303) разделил Московское княжество на станы (в пригородах) и волости (в присоединенных землях) - со своими центрами управления хозяйственной, административной, податной и военно-оборонительной деятельностью. И уже в первой трети XIV века от Москвы пролегли дороги на новые города Серпухов, Калугу и Каширу, ставшие вместе со старой Коломенской дорогой главными артериями связи столицы с Золотой Ордой, а позже с Крымом.
Ныне Щербинско-Лопенский регион, о котором у нас пойдет речь, пронизывают с севера на юг две автомагистрали - скоростная Симферопольская, построенная в 60-е годы прошлого века, и старое Варшавское шоссе 1845 года устроения. В древности же главной дорогой здесь была так называемая Ростовецкая, или, по-народному, - Ростовка. За несколько десятилетий до основания Серпухова, еще при князе Данииле, она соединяла основные селения края с его становым центром в селе Чермнево и с Москвой. Москвичи называли ее Ордынкой - как ведущую через Тулу и Алексин в степи Золотой Орды, но в представлении местных жителей она, вероятно, заканчивалась в волостном центре Ростовцы - отсюда "Ростовка". Ростовцы находились в 50 верстах от Москвы, в верховьях речки Ражаи (ныне - Рожай, Рожайка); населяли их выходцы из Ростова Великого. Те, кто ведал, что Ростовка проходит и через древний Боровск, порой именовали ее Боровской дорогой. В XIX-XX веках возникло еще одно ее название - Старо-Калужская.
Ордынско-Боровский шлях, начинаясь от Боровицкого холма московского кремля, пролегал по современным улицам Полянка, Большая Ордынка, Большая Тульская и Варшавскому шоссе; там, где сейчас Верхние Котлы, сворачивал на запад, держась примерно нынешного Нахимовского проспекта, пересекал глубокую долину реки Котловка, поворачивал на юго-запад и, огибая Битцевский лес в районе села Узкое, приводил в Ясенево. Отсюда путь лежал в Голубино и Качалово (ныне Северное Бутово), а далее в Чермнево (Южное Бутово).
Село Чермнево, то есть Красное или Красивое, с его церковью Рождества Христова, как сказано выше, являлось становым центром огромного региона, распростершегося от Битцы на севере и до реки Пахры на юге, в состав которого входила прилопенская область площадью около 50 квадратных километров. На рубеже ХIII-ХIV столетий она уже включала в себя села Никольское-Неверовское и Васильевское, деревню Ордынцы и - за Пахрой - села Розница-Покров и Добрятино. Все эти старинные населенные пункты и связывала между собой Ростовецкая дорога.
В полутора километрах к югу от Никольского-Неверовского, на холмах в неглубокой
речной долине, стоит деревня Молодцы. Название Молодцы (Молоди, Молодечно, Молодцевские дворики) определенно указывает на существование здесь в древности одного из тех военных поселений, что обычно комплектовались молодыми дружинниками, а позже стрельцами. Расквартированные в этих поселениях гарнизоны в числе прочего следили и за дорогой, записывая, опрашивая и, если надо, обыскивая проезжающих. Возникновение села Молодцы ничем иным не объяснишь, как разветвлением здесь дороги на Боровскую и Ростовецкую. Первая, сливаясь с современным Варшавским шоссе, уходила на Боровск и Калугу, и местные жители не без оснований называют ее остатки старой Калужской дорогой - в отличие от новой, идущей от Теплого стана через Троицк на Обнинск и Малоярославец.
Ростовка брала восточнее. Ныне она частично прослеживается в поле ниже села Сырова, а затем возобновляется по другую сторону Московско-Курской железной дороги за платформой Силикатная, где пересекается с Варшавским шоссе; отсюда, часто петляя и скача по буграм, за что получила название "пьяной", идет мимо поселка Цемянка, дачных товариществ, Ордынцев, ВНИИ рыбного хозяйства, бывшей ведомственной дачи Минсельхоза; от плотины на реке Лопенке взлетает на Быковские холмы и далее плавно спускается к переправе через Пахру. И вот мы оказываемся в селе Васильевском, подаренном Великим князем Даниилом Московским ближнему боярину Федору Иакинфовичу Бяконту (ок. 1270-1330), который с семьей и домочадцами прибыл в Москву из Чернигова и, благодаря своим незаурядным качествам, занял одно из главных мест в боярской думе. Он замещал князя, когда тот отсутствовал в Москве, а в обычное время исполнял должность городского головы. Старшим его сыном был святитель Алексий, митрополит Московский и Всея Руси (1293-1378). К лику святых причислены русской церковью и обе дочери Бяконта, преподобные Иулиания и Евпраксия, по желанию которых их брат, митрополит Алексий, устроил в Москве около 1360 года Алексеевский монастырь, располагавшийся первоначально на Остоженке, на том месте, где ныне Зачатьевская обитель. Сыновья Бяконта Феофан, Даниил, Константин и Александр стали основателями славных дворянских родов Фофановых и Плещеевых.
Практически непрерывное пребывание Бяконта в Васильевском с 1290 по 1300 год наводит на мысль, что именно здесь родился в 1293 году его первенец Елевферий, будущий митрополит Алексий. Уже будучи главой Русской Церкви, он, конечно, неоднократно проезжал по Ростовецкой дороге, следуя с ответственной миссией в Золотую Орду.
На подходе к селу Васильевскому в полуверсте слева от дороги расположены Ордынцы - древнее ямское поселение, первый дневной перегон от Москвы. Князь населил его русскими служилыми людьми, называвшимися "ордынцами", "числяками", "делюями", "разниками", то есть ремесленниками самых разных специальностей, в обязанности которых входило обслуживать проезжающих на Москву и обратно ордынских послов.
После переправы на Мысу дорога Ростовецкая вела прямо на Розницы-Покров - село, известное с XIII века по переписи населения, произведенной здесь при князе Александре Невском татарскими баскаками, затем поворачивала на запад, к древнейшему граду Добрятину: еще в X веке его основал на южном берегу Пахры как восточный пограничный форпост Киевского государства главный полководец крестителя Руси Великого князя Владимира Добрыня Никитич. Из Добрятина Ростовка выходила на ведущую к Туле и Алексину дорогу, после основания Серпухова называвшуюся чаще всего Серпуховской, а в более поздние времена - Крымской. Следуя строго в южном направлении, она приводила в местечко Молоди с Воскресенским погостом при нем. В этом месте у переправы через речку Ражайю ("ражая" - "красивая") со времен князя Даниила также стоял караульный гарнизон воинов-молодцов. На пересечении Ордынки с рекой Лопасней при селе Зачатьевском (где ныне город Чехов) был еще один укрепленный пункт, о чем свидетельствует новое раздвоение дороги: одна ветвь - на Алексин и прочие верхне-окские города, другая - на селение Хатунь и город Лопасню, а оттуда к Туле, служившей северным щитом Москвы в ХIII-ХVII столетиях.
В июле 1572 года, когда 60-тысячная рать крымских татар и ногайцев во главе с ханом Девлет-Гиреем надвинулась на Москву, русские встречали ее возле бродов на Оке у Нары и Лопасни, однако татары переправились в другом месте и по Ордынке устремились к столице. Их основные силы дошли до Пахры, где и стали лагерем под Бяконтовым бродом между Добрятиным и Покровом-Розницей, ожидая отставшие отряды. Нашей коннице тем временем удалось догнать татарский арьергард и возле Молодей наголову разбить его. Узнавший о том хан повернул от Пахры к Молодям, думая легко разгромить втрое меньшее по численности русское войско. Однако устройство последним подвижной крепости, называвшейся "гуляй-городом", с мощной артиллерией внутри, и умелое маневрирование князей М. И. Воротынского и Д. И. Хворостинина конницей и стрельцами сорвали эти намерения степного хищника. Татары бежали с поля боя, потеряв до 40 тысяч человек, весь полон и трофеи. Молодинское сражение надолго отбило у них охоту ходить на Русь.
Древняя Ростовецкая дорога послужила России и в Отечественную войну 1812 года, явившись частью маршрута знаменитого "тарутинского маневра", предпринятого М. И. Кутузовым после оставления Москвы. Внушив Наполеону мысль, будто ведет армию в сторону Рязани, Кутузов основные свои силы в 30 верстах от Москвы развернул на запад, где занял оборону в ключевых пунктах по Каширской, Серпуховской и Калужской дорогам. Таким образом путь французам на плодородный юг России был наглухо перекрыт.
В сентябре 1812 года армия Кутузова прошла по Ростовке от Бяконтовой переправы на Мысу через Васильевское, Ордынцы, Сырово, Никольское, Молодцы до Рязанова и далее на запад. Погибших в боях под Быковкой русских воинов с почестями похоронили в братских могилах на Васильевском погосте, на котором в 1815 году вместо старой разобранной церкви была построена каменная Никольская часовня в память о погребенных здесь героях Отечественной войны...
На протяжении ХIII-ХVII веков дорога Ростовецкая не теряла своего стратегического значения. Это случилось только с наступлением мира на южных границах России, к началу XIX столетия, когда села Васильевское и Ростовцы исчезают с карты Подмосковья, а само название "Ростовка" переходит в область народных преданий и краеведческих описаний.

Литература:

Карамзин Н. М. История государства Российского в III тт. СПБ., 1998. Т.1.

Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия. М., 2001.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв. М., 1982.

Веселовский С. Б. Древнее Подмосковье. Три очерка. М., 2002.

Веселовский С. Б. Ономастикон. М., 1974.

История Москвы. Хрестоматия. Т. I. М., 1997.

Св. благоверный князь Даниил. М., 2002.

Логофет Пахомий. Житие митрополита Московского и всея Руси святаго
Алексия. Кн. 1-2, СПБ., 1877-1878.

Балашов Д. С. Младший сын. Тула, 1993.

Холмогоров В. Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-
ХVIII cтолетий. Вып. 2. М., 1882; вып. 8. М., 1892.

Сироткин Н. Е. Статистический обзор селений прихода села Захарьино
Подольского уезда // "Ежегодник Московского губернского Земства за 1904 г."
Сельскохозяйственное обозрение. С. 1-16

Аверьянов К. А. Московское княжество Ивана Калиты. М., 1993.

Русский военно-исторический словарь. М., 2001.

Гарин Г. Ф. История села Ям и храма свв. мчч. Флора и Лавра. С. Ям, 2002.

http://mj.rusk.ru/show.php?idar=800948

_________________
Рожденный ползать, ползи быстрее!


Пожаловаться на это сообщение

За это сообщение автора Mik поблагодарили - 2: Сергей_, Lexa
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 13 июл 2015, 19:19 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 490
От прочитанного у меня каша в голове. Что было в 14-15 веках - скажу прямо - не знаю. Но может попытаться восстановить дороги южного региона на начало 17 века и конец 16?


Пожаловаться на это сообщение

За это сообщение автора Марина67 поблагодарил: Mik
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 12:39 
Не в сети
Почетный Житель
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 7095
Изображения: 23
Откуда: Теплый Стан
Марина67 писал(а):

От прочитанного у меня каша в голове. Что было в 14-15 веках - скажу прямо - не знаю. Но может попытаться восстановить дороги южного региона на начало 17 века и конец 16?


Мне тоже все это представляется очень сумбурным, надо самим разобраться!

_________________
Рожденный ползать, ползи быстрее!


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 22:45 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 5157
Mik писал(а):

он, конечно, неоднократно проезжал по Ростовецкой дороге, следуя с ответственной миссией в Золотую Орду.

А она точно вела в Золотую Орду? Орда вроде была в нижнем поволжье, а это юго-восток. А дорога на Тулу - это юг. Этак можно было не к тем татарам дань привезти. :)


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 15 июл 2015, 23:51 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 1212
Откуда: Москва
Я уже не раз говорил все,что думаю о загибонах ордынской дороги в статье Киселева


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 02 окт 2015, 12:17 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 490
Кто может ответить: правда ли, что дорога Ростовка вела в Молоди?
Это известный факт или чьи-то домыслы?


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 02 окт 2015, 12:30 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 490
Цитата:
На рубеже ХIII-ХIV столетий она уже включала в себя села Никольское-Неверовское и Васильевское, деревню Ордынцы и - за Пахрой - села Розница-Покров и Добрятино. Все эти старинные населенные пункты и связывала между собой Ростовецкая дорога.

Пока я не нашла следов Ростовки в меже села Добрятина.


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 02 окт 2015, 12:32 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 490
И тут меня осенило: раз дорога Ростовская, значит должна была вести в стан Ростовский. Логично?


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 13 окт 2015, 01:57 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 490
Попозже выложу результаты поисков по дорогам. Но с ними оказалось всё довольно сложно. Были дороги просто, старые и старинные. Да еще большие. Как вы думаете, есть разница?


Пожаловаться на это сообщение

За это сообщение автора Марина67 поблагодарил: Mik
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 16 окт 2015, 01:27 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 490
Лукомка - оранжевый цвет, Растовка - зеленый, Фроролвка - красный цвет.
Изображение


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 16 окт 2015, 01:33 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 490
Об Ордынской дороге все слышали, но никто ее не видел. Дороги Растовка и Фроловка в черте Москвы прослеживаются довольно хорошо. Растовка начиналась у Варшавского шоссе, шла мимо Котлякова, далее также указана в меже. Потом показана при пересечении ее с Вязовицким оврагом (ныне Бирюлёвская ТЭЦ).
Фроловка где начиналась - не ясно, возможно она ответвлялась от Каширской дороги, далее показана от речки Чертановки в сторону речки Сухой Городенки, ниже речки Городенки по ней шла межа Черепишки - Пожарной. То есть, ее трассу начертить примерно не составляет труда.
Изображение
http://moskva-yug.ucoz.ru/_ph/12/42631406.png


Последний раз редактировалось Марина67 16 окт 2015, 01:52, всего редактировалось 1 раз.

Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 16 окт 2015, 01:51 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 490
Дороги шли далее в свой пункт назначения: Растовка - в Растовскую волость, центр ее, видимо, был Растовец на Пахре, где остался погост Бориса и Глеба, Фроловка на Фроловский Ям. Дороги довольно часто упоминаются в межевых книгах. Раствка шла по землям Троицкого через речку Битцу, шла по меже путоши Безниной, затем упомянута в меже Потапова, и несколько раз упомянута в меже деревни Минкина у Похры. Здесь был брод. А на другом берегу в 17 веке погост Бориса и Глеба в Растовцах, и ручеек Растовец там был. Фроловка шла по меже Загорье - Прудищи, Тимохово - Таболово, Калинкина, Горки - Белеутова. Конечный пункт - село Ям, в этом, думаю, не у кого сомнений нет.


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 16 окт 2015, 01:58 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 490
Вы думаете мы эти дороги достаточно исследовали? Нет. Хотя для истории наших районов начертили почти полностью их трассу.
Дороги не кончались в своих пунктах, они шли дальше (В этом ничего удивительного нет). А вот куда они шли? Проследить уже труднее, хотя можно дать ответ - на юг. Фроловка упомянута между Заборьем и Ловцовым, А Растовка в самом дальнем пункте нам изветсном - в меже Акулинино на Злодейке (Опоке).
По ходу была обнаружена еще одна древняя дорога - Мешковка, ездили по ней в Коломну. Только там теперь не ездят, там теперь самолеты взлетают, трасса аэропорта Домодедова.


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
 Заголовок сообщения: Re: Большая ордынская дорога
СообщениеДобавлено: 16 окт 2015, 02:05 
Не в сети
Аватар пользователя

Регистрация:
Сообщений: 490
Фроловка - от имени Фрола, а Растовка? Растовка или Ростовка? В 17 веке нашла только пока Растовка. А вот дорога на Каширу названа Коширской дорогой. Может быть РАстовка она была?


Пожаловаться на это сообщение
НАВЕРХ
 Профиль  
Ответить с цитатой   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Сайт, на котором вы сейчас находитесь, основан группой единомышленников 28 ноября 2010 года. Основная цель портала - общение жителей Московского Юго-Западного округа, обмен различной информацией, фотографиями и новостями. ЮЗАО г. Москвы является одним из самых красивых, зеленых и экологически чистых округов нашей столицы. Живописные районы Москвы, такие, как Ясенево, Коньково, Теплый Стан, Черемушки вошли в состав нашего округа. Наш округ находится на Теплостанской возвышенности, получившей свое название по деревне Теплый Стан, на месте которой в начале 1970-х гг. был сооружен новый жилой массив. На нечетной стороне Профсоюзной улицы недалеко от станции метро «Теплый Стан» расположена самая высокая точка как Юго-Запада Москвы, так и самой столицы. Ее высота 254,6 м над уровнем моря. Неофициальный портал и форум ЮЗАО 2010-∞ ©. За достоверность размещенной на сайте информации владелец домена ответственности не несет. По всем вопросам, замечаниям и предложениям просьба обращаться по адресу uzaok@mail.ru

Powered by phpbb3®