ЮЗАО г. Москвы
https://uzaok.ru/

Несколько чеховских адресов Москвы
https://uzaok.ru/viewtopic.php?f=60&t=11259
Страница 1 из 1

Автор:  Просто Вова [ 03 фев 2016, 01:42 ]
Заголовок сообщения:  Несколько чеховских адресов Москвы

Сегодня посмотрим небольшую часть чеховской Москвы. От метро Арбатская до Леонтьевского переулка.

Метро Арбатская, особняк Арсения Морозова. Но нас интересует сегодня не этот образец модерна и эклектики, а более скромное внешне здание рядом - владения матери Арсения - Варвары Алексеевны.
01
Изображение

Гражданским мужем В. А. Морозовой вскоре после смерти супруга стал В. М. Соболевский, редактор либеральной газеты «Русские ведомости», член партии кадетов. Из-за завещательных затруднений брак не был официально признан, и дети от него — Глеб и Наталья — носили фамилию Морозовых. В своём доме на Воздвиженке, построенном в 1886 году по проекту Клейна, Морозова открыла литературный салон. Его посещали Александр Блок, Валерий Брюсов , Андрей Белый, Владимир Соловьёв.

А.П. Чехов любил бывать в этом доме. Приходил он даже больше не к своему другу Соболевскому, в газете которого он публиковался, а к Варваре Алексеевне. Хозяйка дома была ему интересна, как писатель Чехов по понятным причинам интересовался яркими личностями и характерами. Была и другая причина для посещений.

Писатель особенно часто посещал особняк Морозовой после путешествия на Сахалин. Просил у богатой меценатки денег на поддержку ссыльных и на другие нужды. Хотя и отмечал в дневнике, что просителей столько, что и просить было неудобно.
Сейчас в это здание очень редко можно попасть и только по записи.

02. Летом этот дом не видно за листвой деревьев.
Изображение

Романов переулок. В былые времена это был даже не переулок, а скорее проезд между двумя дворцами Шереметьевых. Один из дворцов на фотке ниже. А ко второму мы пройдем чуть позже.

Обратите внимание на табличку. На ней написано, что в этом дворце жила актриса П.И. Ковалева-Жемчугова. На самом деле это не совсем так, она жила не здесь, а поодаль.

Здесь располагалась редакция литературно-политического журнала "Русская мысль". В этом журнала печатался и Чехов, например, здесь впервые увидел свет рассказ "Крыжовник". "Дама с собачкой" - тоже здесь.
03
Изображение

04
Изображение

05
Изображение

Это настоящий старинный дворец Шереметьева. Сейчас проход к нему закрыт, здесь поликлиника, "Кремлевка". Собственно, Жемчугова-то жила именно здесь. Здесь же был и тот самый знаменитый крепостной театр. Фасадом дворец выходил на Воздвиженку, поскольку в то время не существовало здания кремлевской поликлиники. Вместо него был парк с фонтаном перед дворцом.
06
Изображение

Дворец был слишком огромный и роскошный, Шереметьевы продали его в казну, а сами переехали в тот дворец поменьше, около которого мы находились чуть раньше. Затем здесь была городская Дума Москвы и общественная организация под названием "Охотничий клуб".

Предприимчивые члены "Охотничьего клуба" воссоздали театр Шереметьева и сдавали его внаем. 1898 г. здесь проходили первые репетиции МХАТ-а, поскольку будущий прославленный театр еще не имел своего здания.

Двумя годами ранее Чайка потерпела неудача в Александринском театре Петербурга. Чехов очень надеялся, что в этом новом театре его Чайка будет иметь успех. 17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера чеховской пьесы в арендованном театре Эрмитаж в Каретном Ряду.

Здесь, во время репетиции Чайки, писатель впервые увидел О.Л. Книппер.
07
Изображение


Широко цитируют следующую строку из мемуаров О.Л. Книппер-Чеховой: "И с этой встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни."

Но как же выглядит полная цитата? Где они встречались конкретно? А вот что она пишет:

"Никогда не забуду ни той трепетной взволнованности, которая овладела мною еще накануне, когда я прочла записку Владимира Ивановича о том, что завтра, 9 сентября, А.П.Чехов будет у нас на репетиции "Чайки", ни того необычайного состояния, в котором шла я в тот день в Охотничий клуб на Воздвиженке, где мы репетировали, пока не было готово здание нашего театра в Каретном ряду, ни того мгновения, когда я в первый раз стояла лицом к лицу с А.П.Чеховым. Все мы были захвачены необыкновенно тонким обаянием его личности, его простоты, его неумения "учить", "показывать". Не знали, как и о чем говорить... И он смотрел на нас, то улыбаясь, то вдруг необычайно серьезно, с каким-то смущением, пощипывая бородку и вскидывая пенсне и тут же внимательно разглядывая "античные" урны, которые изготовлялись для спектакля "Антигоны" .

А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Издательство "Художественной литературы", Москва, 1960 и 1986

08 Левый флигель дворца Шереметьева.
Изображение

09. С этой точки виден центральный дом усадьбы.
Изображение

10
Изображение

11. Дома напротив увешаны мемориальными досками. Здесь жили самые выдающиеся руководители советского государства и военачальники Красной армии. Но нам сегодня интересна одна из этих табличек.
Изображение

Мемориальная доска посвящена человеку, которого Чехов знал. Потому что это троюродный брат писателя В.В. Вересаева. Кстати, Вересаев, это псевдоним, а настоящая фамилия - правильно, Смидович. Вересаева с Чеховым познакомил М. Горький в Ялте весной 1903 года.

В кругах исследователей творчества Булгакова существует мнение, что профессор Преображенский в "Собачьем сердце" звонит именно Смидовичу.
12
Изображение

Идем дальше по Большой Никитской до дома А.Р. Брюса.

С начала 1880-х годов в зданиях в глубине двора располагались меблированные комнаты Медведева, в которых жили малоимущие студенты, у москвичей они получили название "Медвежьи номера". В разное время на территории усадьбы Брюса жили В. А. Гиляровский, музыкант У. И. Авранек, археограф А. Е. Викторов, художник Исаак Левитан. Нам, в рамках сегодняшней прогулки, интересно, что жил здесь и еще один художник, а именно Николай Чехов. Родной брат писателя.

Николай Павлович был очень талантливый художник, подававший большие надежды, однако пьяница. Собственно поэтому он в этих "медвежьих номерах" и оказался. Они были очень, как сегодня говорят, бюджетные.

Рассказы Чехова, где присутствует именно такой антураж недорогой гостиницы - все это написано под впечатлением посещения комнаты брата Николая. Антон Чехов неоднократно критиковал образ жизни брата и его отношение к своему таланту: "гибнет хороший, сильный русский талант, гибнет ни за грош".

Антон Павлович пытался помочь брату, устраивал его иллюстратором в тот же "Русский вестник". Иногда тот работал исправно, но в какой-то момент просрочивал заказы, запивал. Антон Павлович даже устроил Николая в мастерскую Шехтеля, он там рисовал для архитектора эскизы. Однако эта работа тоже окончилась довольно быстро.

Наконец Николай потерял паспорт, Антон Павловичу пришлось вызволять брата из участка, выправлять документы. Николай съехал с этих номеров на Басманную и через некоторое время в возрасте чуть более 30 лет умер от чахотки.
13.
Изображение


Вознесенский переулок, 7. Здесь располагалась редакция газеты "Русские ведомости", а после революции она называлась "Гудок".

У Чехова в дневниках часто встречается запись: "Чаи у Саблина", "Был на чае у Саблина". Он любил бывать у своего друга, а встречи эти проходили в этой редакции. Такие рассказы как "Анна на шее", "Студент" - это печаталось здесь. Рассказы сначала увидели свет в газете, а потом уже вошли в собрание сочинений.
14.
Изображение

В здании театра 1 мая 1899 года шла чеховская «Чайка» - единственный спектакль в этих стенах для единственного зрителя. Из-за тяжелого недуга Антон Павлович не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру, и труппа повторяла спектакль специально для него.

Из воспоминаний К.С. Станиславского:
"Болезнь не позволяла Антону Павловичу приезжать в Москву во время сезона. Но с наступлением тепла, весной 1899 года, он приехал с тайной надеждой увидеть “Чайку“ и требовал, чтобы мы ее ему показали".

В то время театральный сезон уже закончился, помещение театра перешло на лето в другие руки, а его имущество было вывезено и сложено в сарае. Постановка спектакля в другом здании была сопряжена с большими трудностями. Однако, как подчеркивает Станиславский, "слово Чехова - для нас закон, и надо было исполнить его просьбу".

Поначалу, когда Чехов увидел Станиславского в роли Тригорина, он пришел в ужас.Даже деликатнейшая Мария Павловна Чехова пишет:

"Не особенно мне понравились Тригорин и сама Чайка. Тригорина играл Станиславский вяло, а Чайку - плохая актриса…"

Автор пьесы, увидев наконец «Чайку», отозвался об обоих исполнителях гораздо более резко: "…сама Чайка играла отвратительно, все время рыдала навзрыд, а Тригорин (беллетрист) ходил по сцене и говорил, как паралитик; у него „нет своей воли“, и исполнитель понял это так, что мне было тошно смотреть".

И сразу же за этим в письме Горькому из Мелихово 9 мая 1899 г.: "Но в общем ничего, захватило. Местами даже не верилось, что это я написал."

15.
Изображение

Угол Большой Никитской и Леонтьевского переулка. Сам дом сейчас на реставрации. В 1893-1898 гг. на перовом этаже располагалась редакция газеты "Русская мысль". Чехов здесь опубликовал "Остров Сахалин".

Жил в те времена такой либеральный критик Скабичевский. Имя его, в связи с Чеховым и отчасти благодаря М. Булгакову, сделалось впоследствии нарицательным. Помните: "Коровьев против фамилии "Панаев" написал "Скабичевский", а Бегемот против Скабичевского написал "Панаев",

Дошло до того, что Скабичевский в своих статьях предрекает Чехову пьяную смерть под забором, чем вызывает у писателя недоумение и досаду: " Ведь это не критика, не мировоззрение, а ненависть, животная, ненасытная злоба. Зачем Скабичевский ругается? Зачем этот тон, точно судят они не о художниках и писателях, а об арестантах?"
(Из письма к А.С. Суворину от 24 февраля 1893 года).

Либералы и писатели-народники обвиняли писателя в равнодушии к "бедам народа". Когда вышла статья Скабического с критикой, это собственно и подтолкнуло Чехова поехать на Сахалин. Тем самым он хотел как бы показать, что его интересуют серьёзные темы и народные беды тоже.
16.
Изображение

Идем дальше по Леонтьевкому переулку. Комплекс домов старой купеческой Москвы.
Здесь располагался музей кустарных изделий Сергея Тимофеевича Морозова. Напротив (на следующей фотке) - бывший дворянский особняк Сорокоумовских.
17.
Изображение

Павел Сорокоумовский, этот "меховой Фаберже" прославился, выиграв подряд на изготовление царских мантий к церемонии коронации императора Николая II, а затем - участием в реставрации одной из реликвий Российской империи - знаменитой шапки Мономаха.
В этих домах и подмосковных имения как раз Чехова-то и читали. Здесь в то время жило так называемое «просвещенное купечество».
18
Изображение

19. Музей К.С. Станиславского.
Изображение

20
Изображение

Напротив музея - особняк (даже оригинальная решетка сохранилась), здесь жил двоюродный брат Станиславскго - московский городской голова Н.А. Алексеев.

21. Леонтьевкий переулок, 9.
Изображение

22. И в этом доме, как и соседних - Чехова, конечно, знали, любили и читали постоянно.
Изображение

23. Флигель дома Ивана Викуловича Морозова, расположен здесь же в нескольких шагах.
Изображение

Замечательный дом по адресу Леонтьевский переулок 21 связан с тремя моментами жизни Антон Павловича Чехова.
Во-первых, еще совсем молодым в 1882 году здесь 22-летний Чехов начинал как писатель свою карьеру. Потому что здесь именно в это время находилась редакция журнала "Будильник". Антоша Чехонте со своими рассказами о москвичах начинал именно здесь. Был такой редактор-издатель Н.Кугель, который Чехова приветил и фактически его "открыл" для нас. Именно с "Будильника" Чехов и начался.

Антон Павлович до 1895 года, то есть в течение 13 лет связь с "Будильником" не порывал, видимо в память о том, что он начинал здесь как писатель. Да журнал ему часто даже и не платил, или платил очень мало. Чехов писал шутливо: "Почему же вы мне такие небольшие гонорары присылаете, я ведь уже полковник от литературы". Замечу в скобках, что здесь, видимо, содержится намек на юмореску «Литературная табель о рангах».

В этом же доме жило много актеров. В числе прочих - знаменитая актриса Гликерия Николаевна Федотова. На выставке Серова (хе хе) есть её великолепный портрет, который относится примерно к 1907 г. Чехов же бывал здесь в 90-х годах, когда Федотова была еще помоложе, у нее был открытый дом, где любили бывать актеры, писатели, богема одним словом. Здесь приятели допоздна проводили время. Правда Федотова в чеховских пьесах не играла, поскольку служила не в МХТ, но Антон Павлович с ней дружил и любил бывать у нее.

Еще один актер, которого Чехов знал еще со времен Таганрога, и которого сегодня уже забыли, хотя талант его ничуть не меньше знаменитых актеров того времени - Александр Леонидович Вишневский. Приятель Чехова со времен Таганрога был самый "чеховский" актер по фактуре: он играл во всех чеховских пьесах. Был внешне именно таким "чеховским" героем: высокий, худой, с бородкой. Вишневский был первым исполнителем заглавной роли во МХАТовском спектакле "Дядя Ваня".В эпоху "Серебряного века" с ним было много открыток, однако потом как-то подзабыли.
24
Изображение

Последний на четной стороне Леонтьевского переулка дом № 26 - остаток усадьбы князей Шаховских конца XVIII - начала XIX в.
Вплоть до революции здесь располагались знаменитые меблированные комнаты «Лувр» и «Мадрид». На фотографии - собственно Мадрид.

Здесь в гостинице у Л. Б. Яворской и Т.Л. Щепкиной-Куперник часто бывал, друживший с обеими, А.П. Чехов, а также Лика Мизинова, певица Варвара Эберле, редактор журнала "Русская мысль" Гольцев, беллетрист Потапенко. Чехов поначалу хотел, чтобы Чайка была поставлена в театре Яворской.

После того как пьеса была написана и опубликована в "Русской мысли", автор решил устроить её чтение, которое здесь в этом здании и состоялось. Среди прочих присутствовал Федор Адамович Корш - русский драматург и антрепренер. Чехов прочел пьесу собравшимся околотеатральным деятелям, в надежде на её постановку. Однако случилось странное (хотя почему странное? Пожалуй - закономерное) - "специалисты" по театру пьесу не поняли. Яворская сообщила, что она не может понять, что хотел сказать автор. Корш заметил что "как это возможно, чтобы на сцене были изображены персонажи не имеющие ярко выраженного типажа и "лица". То есть, по прочтении публика была в недоумениее: положительный герой им представлен или вообще это как? Кто они эти герои?!

Этим своим недопониманием Яворская и Корш лишь обнаружили и подчеркнули революционность чеховского подхода к театру. А на Западе-то уже гремел Г. Ибсен - норвежский драматург, основатель европейской "новой драмы". А у нас что? У нас Зинаида Гиппиус вслед за Яворской написала, что "Вишневом саде" она "нечего не увидела".
Чехов нарушил законы театра, вот в чем фокус.

А МХТ - был новаторский театр. Ну что тут можно сказать? Станиславский и Чехов. Они нашли друг друга.
25
Изображение

26
Изображение

27
Изображение

Самым последним московским адресом в 1904 году на один месяц стал дом № 24 в Леонтьевском переулке. Это доходный дом Абрама Катыка, основателя гильзовой фабрики на Воронцовской улице.

Сюда 3 мая в квартиру на третьем этаже приехали Ольга Леонардована и Антон Павлович. Писатель к этому времени был уже смертельно болен. Чехов прожил здесь ровно месяц.
Этот дом был оборудован лифтом, что для Чехова было важно. Один раз он выехал на прогулку в конце мая, на извозчике они поехали прощаться с Москвой. 3 июня отсюда они уехали в Германию, где через месяц с небольшим Чехов скончался.
А последним пристанищем писателя на московской земле стало Новодевичье кладбище, куда его тело было доставлено в вагоне для устриц со льдом, а затем уже в 30-х при открытии новой территории кладбища прах его был перенесён на нынешнее место.

28. Леонтьевский переулок д. 24 стр. 1 последний московский адрес Чехова.
Изображение

Москву Чехов очень любил. Именно в Москву стремятся многие герои его пьес - Нина Заречная из "Чайки" и три сестры. В Москву стремился и сам Антон Павлович Чехов, уроженец города Таганрога. А когда приехал, то написал: "Я ужасно полюбил Москву…Я навсегда москвич…Мне нужно жить в Москве …нужно видеть и наблюдать жизнь".

На этом сегодня все. Летом мы с вами будем ездить в Мелихово, там по вечерам на веранде его усадьбы играют пьесы.

Автор:  Йота [ 03 фев 2016, 09:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Несколько чеховских адресов Москвы

Ну всё, пошла за Чеховым, хочется в очередной раз перечитать. yes3 навеяло, так сказать.

Автор:  JovanDiroko [ 03 фев 2016, 21:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Несколько чеховских адресов Москвы

Просто Вова писал(а):

Летом мы с вами будем ездить в Мелихово, там по вечерам на веранде его усадьбы играют пьесы


Ага, а еще можно в Аутку и Гурзуф съездить :)

Автор:  Просто Вова [ 03 фев 2016, 21:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Несколько чеховских адресов Москвы

Не, ну в Чехове-то у меня квартира будет, там ремонт скоро закончим. Поэтому там можно жить и ездить вечером в Мелихово, там не далеко.

Автор:  Йота [ 03 фев 2016, 21:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Несколько чеховских адресов Москвы

Вот-вот! И нас прихватывайте! Мы там рядом с Чеховым тоже обитаем летом. А потом к нам на шашлычок! wink

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/