Т.И.Коробков!!!!!!!
История одной коллекции
Автор: Т.И.Воронова
В 1976—1977 годах перед открытием дома-музея А.М.Герасимова в г. Мичуринске мне приходилось собирать материалы о жизни и творчестве художника для экспозиции музея. Совсем случайно в Москве я познакомилась с Михаилом Матвеевичем Захваткиным, художником, человеком большой эрудиции, необыкновенной доброты, который с 1947 по 1952 год работал помощником А.М.Герасимова в Академии художеств СССР и впоследствии был его хорошим другом.
Именно рассказы М.М.Захваткина о жизни и творчестве А.М.Герасимова, передача в дар целого ряда архивных материалов из Академии художеств СССР помогли составить экспозицию дома-музея Герасимова. Музей приобрел несколько произведений А.М.Герасимова из коллекции М.М.Захваткина. Одна из них — «Мастерская в Мичуринске», написанная художником в 1936 году, помогла восстановить мемориальную мастерскую.
Через М.М.Захваткина я познакомилась с Ольгой Трифоновной Коробковой (по мужу О.Т.Пайпе), у которой хранился портрет ее матери, Ольги Петровны Коробковой. Дата написания этого портрета относится к 1912—1915 годам. В эти годы Александр Михайлович оканчивал живописное и архитектурное отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он уже был известен художественной общественности и широкому зрителю как одаренный и самобытный молодой художник. Портрет, вероятно, был заказным. В семье Коробковых им дорожили и, как позднее вспоминала дочь Коробковой, Ольга Трифоновна, портрет ее матери ни разу не давался для экспонирования на выставках даже самому автору.
История возникновения портрета О.П.Коробковой такова.
А М.Герасимов, будучи студентом, познакомился с семьей Коробковых, чему вероятнее всего способствовал писатель Владимир Алексеевич Гиляровский. Глава семьи Коробковых — Трифон Иванович Коробков — был довольно известным в Москве представителем финансово-биржевых кругов, владельцем собственной коммерческой конторы. Он имел в Замоскворечье, на ул. Большая Якиманка, солидный двухэтажный особняк, выделяющийся своей архитектурой. В Подмосковье Коробкову принадлежала обширная усадьба. Впоследствии А.М.Герасимов изобразил эту усадьбу на полотне «Усадьба Коробково». Трифон Коробков, следуя моде и подражая известным московским меценатам — Третьякову, Мамонтову, интересовался искусством, делал молодым художникам заказы, таким образом, материально их поддерживал.
Летом, в каникулы, жили на Коробковской усадьбе и работали над этюдами молодые живописцы А.Герасимов и Н.Терпсихоров, впоследствии известный советский пейзажист. Здесь была написана еще одна работа «Лесная тропинка».
Все три работы — «Портрет Коробковой», «Усадьба Коробково» «Лесная тропинка» — находились у родственников Коробковых и нигде не экспонировались. Сейчас они находятся в экспозиции музея-усадьбы А.М.Герасимова, где их можно увидеть.
В доме Коробковых А.М.Герасимов встретил своих единомышленников по искусству. Сын Коробковых, Сергей Трифонович, занимался живописью. Дочь, Ольга Трифоновна Коробкова-Пайпе, увлекалась театром. Впоследствии она поступила в студию театра Вахтангова и была зачислена в труппу.
Молодой Сергей Коробков учился живописи в частной художественной студии, принимал участие в выставках. Он был участником художественного объединения «Свободное творчество», в котором состоял членом и выставлял свои картины А.М.Герасимов.
----------------------------------------
А.М.Герасимов. 1910-е гг.
Пятницкая улица богата диковинными особняками. Один из них - асимметричный эклектический особняк под номером 33 по Пятницкой улице небесно-голубого цвета с чешуйчатым куполом, построенный в 1866 году и перестроенный для Трифона Ивановича Коробкова знаменитым архитектором Львом Кекушевым в 1894 году со служебным флигелем и оградой. Через пять лет архитектор С. С. Шуцман расширил здание, не изменяя кекушевскую отделку фасада и продлив её на достроенную часть. Сергей Сергеевич Шуцман много работал со Львом Кекушевым: их совместная рабоат перестройка торгового дома Кузнецова на Мясницкой улице, особняк Саарбекова на Поварской и конкурсный проект гостиницы «Метрополь». Обращает на себя внимание эркер второго этажа с выразительным скульптурным декором, образующий козырёк над входом.
Купец Коробков был известным в Москве предпринимателем, представителем финансово-биржевых кругов, владел собственным бумажным производством. У купца была замечательная семья: красавица-жена Ольга Петровна Коробкова – к ней и перешёл особняк на Пятницкой после смерти мужа, сын Сергей и дочь Ольга. Известен портрет Ольги Петровны кисти художника Александра Михайловича Герасимова. Студента Александра Герасимова познакомил с семьей Коробковых Владимир Гиляровский. Трифон Коробков старался интересоваться искусством, делая ставку на молодых художников и всячески поддерживая их. В то время было модно подражать известным московским меценатам – Третьякову, Морозову, Мамонтову. Портрет был заказным, в семье им очень дорожили и практически никогда не экспонировали. Герасимов также написал две картины в загородной усадьбе Коробковых, где часто гостил летом: «Усадьба Коробково» и «Лесная тропинка». Сейчас все три картины экспонируются в доме-музее А. М. Герасимова.
Искусством интересовались и дети Коробкова: сын занимался живописью, а дочь Ольга Трифоновна Коробкова-Пайпе увлекалась театром. Впоследствии она поступила в студию театра Вахтангова и была зачислена в труппу. Сергей Коробков учился в художественной студии и был членом художественного объединения «Свободное творчество».
В 1935-1936 годы в особняке на Пятницкой провёл последние годы жизни президент Академии наук СССР А. П. Карпинский, а с 1936 по 1945 год жил его преемник академик В. Л. Комаров.
Сейчас над зданием развеваются флаги Танзании – здесь располагается посольство этой африканской республики.
Но, по имеющимся последним данным, посольство Танзании на днях из особняка съехало.