2020-07-13 00:19:00НазадИзбранноеОтслеживатьПожаловатьсяВперёдКатегория: История Троллейбус 4-го маршрута покинул МосквуДаже жалкие остатки некогда самой большой троллейбусной сети в мире продолжают не давать покоя столичным властям. Многострадальному московскому троллейбусу нанесён очередной удар. С понедельника 13-го июля отменяются и переводятся на дизельные автобусы 4-й и 65-й маршруты. Таким образом, в столице остаётся 10 маршрутов, если не считать укороченную версию 20-го - 20к. Но, судя по темпам этого "троллейбусоцида", который власти нарастили в этом году, судьба и этой десятки оставшихся незавидна. Теперь нам остаётся лишь гадать какой из них станет последним.
Про последний день 65-го я расскажу отдельно, а сегодня покажу вам отснятый в пятницу материал по 4-му. Вообще я, конечно, предпочитаю снимать последний день работы маршрута, но охватить за воскресенье два в разных концах города было бы непросто. А тут всё сложилось удачно, я работаю недалеко от южной конечной 4-ки, пятница, отличная погода и короткий день.
1. Троллейбус 4-го маршрута в Москве появился в 1938-м году и ходил по короткому маршруту Киевский вокзал - посёлок Совкино (Мосфильм). В этом же году он продлевается сначала до Октябрьской (Калужской) площади, а затем и вовсе до Комсомольской площади через весь центр. В 1942-м продлевается ещё дальше - до Сокольнической заставы, но уже в 1943-м обрезается с запада сначала до Ленинских гор, а затем и вовсе до Калужской заставы, а с востока вновь до Комсомольской площади.
Далее идёт непонятное чередование урезаний/продлений на одном и том же участке. Сначала в том же 1943-м он вновь продлевается до Сокольнической заставы, а в 1945-м вновь обрезается по Комсомольской площади, но уже в следующем 1946-м возвращается в Сокольники и на следующие 11 лет маршрут от Калужской до Сокольнической застав остаётся неизменным. В 1957-м он продлевается с юго-западной стороны до новой конечной остановки МГУ, а с востока чуть позже до Преображенской заставы и на два года становится вот таким длиннющим, охватывающим по сути всю Москву того времени с юго-запада на северо-восток. В 1959-м его обрезают до Охотного ряда, а остановку МГУ переименовывают и называют в честь открытого как раз в 1959-м году метро «Университет».
54. Все дома по левой стороне представляют собой единый комплекс жилых домов 1939–1940 гг. постройки. Они были построены для высших чинов органов госбезопасности и обороны, а также для членов Президиума Академии наук СССР. Этот комплекс получился настолько удачным, что с некоторыми изменениями был повторён на Фрунзенской набережной.
С правой стороны - комплекс зданий Энергетического института им. Г. М. Кржижановского (ОАО «ЭНИН»). Здание построено в 1928–34 гг., по проекту архитектора А.Ф. Мейснера.
55. Очередная 4-ка на фоне Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии ДЗМ (Бывшая Городская больница имени М. И. Любимова (1912 - 1913 гг., архитектор - А. Ф. Мейснер). Здания в том же цвете дальше - Бывшие Шелапутинское училище для мальчиков и Шелапутинское училище для девочек. Построены в 1901-1903 гг., архитектор Р. И. Клейн. После революции надстроены и объединены в одно здание.
56. Дорожка к Александринскому дворцу - Президиуму Российской академии наук. Дворец построен в 1756 году архитектором П. Иестом. В основе здания лежат П-образные палаты – главный дом усадьбы, созданной П. А. Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем.
57. У главного входа в Нескучник и Первой Градской. На той стороне - «Жилой дом Академии наук СССР», построенный в 1939 году по проекту архитектора А. В. Щусева для сотрудников Академии наук СССР. В этом доме, в частности, жили академики В. И. Смирнов, С. С. Намёткин, Л. С. Понтрягин, В. И. Векслер, Н. А. Доллежаль, А. В. Топчиев, А. Н. Несмеянов, а также доктор наук, ведущий телепередачи "Очевидное-невероятное" С. П. Капица.
58. Взгляд назад.
59. Ленинский в центр. Дом для академиков Щусева и далее ещё один дом 1940-го года, построенный по проекту И. В. Жолтовского для сотрудников Совнаркома СССР на месте планировавшегося А. В. Щусевым продолжения жилого комплекса, южная часть которого уже была выстроена.
60. Взгляд назад.
61. На фоне бывшего здания Госстандарта, построенного в 1969 году.
62.
63. Восьми-одиннадцатиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта. Построен в 1942 году. В конце 1960-х сделана пристройка с северной стороны. По линии, пересекающей Ленинский, раньше оборачивались через Донскую улицу и Безымяный проезд укороченные рейсы 4-го и 7-го троллейбусов, следовавших до метро «Октябрьская» - 4к и 7к соответственно.
64. Любопытный факт: этот проезд долгое время не имел названия и в 1994 году это было увековечено официально, он получил наименование Безымянный проезд.
65. Вот уже вдали и Калужская площадь.
66. 4 и его собрат м4 на фоне Ильича, здания МВД, а также ФСИН и Минюста.
67. Небольшая зарисовка с мусорным баком.
68. Вот и район Якиманка. Вправо как раз отходит троллейбусная линия, которую использовали укороченные рейсы. Не знаю, есть ли таковые у единственного пока оставшегося на Ленинском маршруте м4.
69. Обожаю закатный свет!
70.
71. Остановка Станция метро «Октябрьская». Которая кольцевая.
72. Попытка снять Садовое с Крымским мостом против солнца. Могло быть и хуже.
73. А вот и одноимённая радиальная станция метро подоспела. Это уже Большая Якиманка.
74. Малыш 4-й на фоне гигантского здания восьмиподъездного панельного жилого дома серии КМС-101 (1985 г.).
75. И на фоне резиденции посла Франции на территории Французского посольства. Но вообще, исторической справедливости ради, некогда (а именно в 1888 г.) директор и владелец Ярославской Большой мануфактуры Николай Васильевич Игумнов, подал прошение о строительстве нового каменного дома. И дом этот был построен молодым архитектором Николаем Поздеевым, бывшим в то время городским архитектором Ярославля. Особняк в псевдорусском стиле был построен в 1895 г. на месте небольшого деревянного дома купца Николая Лукьянова. Для строительства кирпич выписывался из Голландии, а многоцветные изразцы для оформления были изготовлены на знаменитом заводе Кузнецова. Интерьеры дома были оформлены архитектором П. С. Бойцовым и братом автора проекта, И. И. Поздеевым.
После революции 1917 г. дом служил рабочим клубом фабрики «Гознак», институтом переливания крови, институтом мозга. В 1938 г. его передали в распоряжение французского правительства для посольства. В 1979 г. после переезда посольства в новое здание по соседству (дом № 45) он стал официальной резиденцией послов Франции. В настоящее время здесь проживают посол и некоторые сотрудники посольства, а также проводятся официальные мероприятия.
76. Вот уже и колокольня Ивана Великого вдали замаячила со Спасской башней Кремля. Когда уйдёт и м4, то больше троллейбус на таком фоне будет снять нельзя.
77. С исторической и не очень застройкой. Хотя, следует признать, что духа старой Москвы на Якиманке уже давно практически нет.
78. Только небольшое количество сохранившихся старых зданий не даёт забыть, что вы находитесь в центре Москвы. Справа - здание 2-го Московского городского казённого училища, проект которого был выполнен в 1901–1902 гг. архитектором А. А. Никифоровым. Строительные работы начались позднее — в 1905 г., после того, как были сломаны все старые постройки, а завершились летом 1906 года. Слева - шестиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом. Построен в 1911 году. Судя по всему, верхний этаж надстраивали позже. Между ними пролегает 2-й Хвостов переулок. Он находятся на земле, которой в XIV в. владел московский боярин, тысяцкий Алексей Петрович Хвост Босоволков, убитый в 1356 г.; от него Хвостовы. На этом землевладении находились 1-й и 2-й Петропавловские переулки, названные по церкви святых апостолов Петра и Павла, воздвигнутой в 1644 г. 2-й Петропавловский переулок некоторое время назывался также Кисельным по фамилии домовладельца XVIII в. купца Кисельникова. В 1922 г. переулки получили названия 1-й и 2-й Хвостовы.
79. Советский уродец, воткнутый в историческую среду сильно испортил облик улицы. Ну, а про современные новоделы с бездарными попытками закосить то под модерн, то ещё подо что-нибудь я и вовсе говорить не хочу. А Бродников переулок между жилыми домама рубежа XIX-XX вв. назван по фамилии купцов Бродниковых — владельцев свечного завода, находившегося здесь в XVIII в. До 1922 г. — Полянский переулок по соседству с улицами Больщая и Малая Полянка. В 1983 г. к нему был присоединён расположенный на его продолжении переулок Полянского Рынка, чьё название напоминало о существовавшей до 1938 г. площади Полянского Рынка.
80. Взгляд назад. 4-ка следует к своей северной конечной.
81. Малая Якиманка.
82. 4-ка повернула с Большой Полянки на Якиманский проезд.
83. Большая Полянка перед Малым Каменным мостом. Справа семиэтажный жилой дом с ротондой, архитектор А. Г. Мордвинов. Построен в 1940 г. с элементами «сталинского мавританского» стиля.
84. 4-ка отправилась на новый круг на юго-запад и въезжает на Малый Каменный мост.
85. Встречная.
86. Со знаменитым «Домом на набережной».
87. Болотная набережная.
88. Конечная с троллейбусным разворотным кругом «Кинотеатр "Ударник"». Круг под Большим Каменным мостом был сооружён примерно в 1951 году и первоначально выполнял функции служебного для проходивших по ул. Серафимовича троллейбусных маршрутов № 1, 4, 8, а позднее и 33. Постоянного пассажирского движения по данной трассе в те годы не существовало. Лишь в 1980 г. кольцо начинает использоваться в качестве постоянной конечной для троллейбусных маршрутов, в том году был запущен новый троллейбусный маршрут № 33к — Ул. Кравченко – кинотеатр «Ударник».
В 1984 г. в связи с начавшей капитальной реконструкцией Октябрьской пл. к кинотеатру «Ударник» начали переводить троллейбусные маршруты, ранее заканчивавшиеся у станции метро «Октябрьская». В 1984 г. сюда был продлён троллейбусный маршрут № 4 — Ул. Лебедева – кинотеатр «Ударник», а в следующем 1985 г. — троллейбусные маршруты № 7 — Ул. Генерала Ермолова – кинотеатр «Ударник» и № 62 — Станция метро «Юго-Западная» – кинотеатр «Ударник», заменивший собой одновременно отменённый маршрут № 33к. После завершения реконструкции Октябрьской пл. маршруты троллейбусов практически не поменялись: маршрут № 4 продолжил оборачиваться у кинотеатра «Ударник», точно также как и маршрут № 62, а маршрут № 7 будет сокращён до ставшей уже Калужской площади лишь 1 апреля 2001 г.
В 1993-1995 гг. кольцо обслуживало новый троллейбусный маршрут № 84 — Ул. Кравченко – кинотеатр «Ударник», трасса которого в этот период была аналогична отменённому маршруту № 33к. Также в 1993 г. сюда был укорочен от Манежной пл. маршрут № 8 — Москворецкий рынок – кинотеатр «Ударник», оборачивавшийся здесь до 1997 г., когда был переведён к Красной пл. С 1 декабря 2005 г. кольцо стало обслуживать восстановленный троллейбусный маршрут № 33к — Ул. Кравченко – кинотеатр «Ударник», 17 января 2006 г. появился новый троллейбусный маршрут № 1к — Станция метро «Нагатинская» – кинотеатр «Ударник». Маршрут № 33к в 2007 г. был укорочен до Калужской пл. и вместе с маршрутом № 1к просуществовал до 8 октября 2016 г. — дня введения новой маршрутной сети «Магистраль». Незадолго до этого, 2 мая 2016 г., в связи с закрытием троллейбусных линий на Кремлёвском кольце к кинотеатру «Ударник» был сокращён троллейбусный маршрут № 33 — Ул. Кравченко – кинотеатр «Ударник», ставший таким образом практически полным дублёром своей укороченной версии.
В рамках новой маршрутной сети «Магистраль» неизменным остался всё тот же троллейбусный маршрут № 4. 8 октября 2016 г. к кинотеатру «Ударник» были снова продлены троллейбусные маршруты № 8 и 84, причём изменение последнего произошло ещё 23 сентября 2016 г., в связи с чем тот на протяжении 2 недель полностью дублировал маршрут № 62. В день введения «Магистрали» эта ошибка была устранена путём объединения маршрутов № 62 и 84 в единый троллейбусный маршрут № м4. Одновременно были отменены троллейбусные маршруты № 33 и 33к, также объединившись в единый троллейбусный маршрут № м4к.
Спустя ровно год, 7 октября 2017 г. в рамках реализации второй очереди проекта «Магистраль» был отменён троллейбусный маршрут № м4к. Одновременно к кинотеатру «Ударник» был снова продлён троллейбусный маршрут № 7 — Станция метро «Парк Победы» – Кинотеатр «Ударник». К этому времени (после отмены маршрутов № 13 и 63) разворотный круг стал конечным пунктом двух последних в истории Московского троллейбуса линий, заходивших внутрь Садового кольца (по Большой Полянке и Большой Якиманке).
89. В последующие годы в связи с сокращением сети Московского троллейбуса постепенно отменялись проходящие здесь троллейбусные маршруты. 18 мая 2019 года был переведён на обслуживание автобусами (а затем 6 мая 2020 г. на электробусы) троллейбусный маршрут № 7, в связи с чем были выведены из эксплуатации троллейбусные линии от к/ст «Ул. Генерала Ермолова» по Кутузовскому проспекту, Большой Дорогомиловской ул., Бережковской набережной, Воробьёвскому шоссе, Мосфильмовской ул., части Ломоносовского проспекта, по Мичуринскому проспекту и ул. Косыгина до развязки на пл. Гагарина.
18 июня 2020 г. был отменён и переведён на обслуживание автобусами троллейбусный маршрут № 8, в связи с чем были выведены из эксплуатации троллейбусные линии по Большой Полянке, Садовому кольцу (Серпуховской пл.), улицам Люсиновской, Большой Серпуховской, Павловской и Большой Тульской, по Варшавскому шоссе и Болотниковской ул. до к/ст «Москворецкий рынок». Таким образом, было полностью отменено движение троллейбусов по последнему участку Садового кольца, внутри него в пассажирской эксплуатации осталась последняя троллейбусная линия маршрутов № м4 и 4 по Большой Якиманке.
Ну, а с сегодняшнего дня, то бишь 13 июля был отменён и переведён на обслуживание автобусами троллейбусный маршрут № 4, в связи с чем была закрыта остававшаяся в эксплуатации часть линии по Ломоносовскому проспекту от Ленинского проспекта до улицы Лебедева. Таким образом, на всей троллейбусной линии от станции метро «Озёрная» до кинотеатра «Ударник» в работе остался единственный троллейбусный маршрут № м4. И скоро, когда снимут и его сделать вот такой кадр с троллейбусом на фоне Кремля будет уже невозможно.
90. Ну и бонусом Кремль с Москва-рекой.
91. Да Дом Пашкова с князем Владимиром.
И на этом всё. Спасибо за внимание. Будьте здоровы и живите богато. И любите историю больше, чем чиновники с Тверской, 13!
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы можете добавлять вложения
Сайт, на котором вы сейчас находитесь, основан группой единомышленников 28 ноября 2010 года. Основная цель портала - общение жителей Московского Юго-Западного округа, обмен различной информацией, фотографиями и новостями. ЮЗАО г. Москвы является одним из самых красивых, зеленых и экологически чистых округов нашей столицы. Живописные районы Москвы, такие, как Ясенево, Коньково, Теплый Стан, Черемушки вошли в состав нашего округа. Наш округ находится на Теплостанской возвышенности, получившей свое название по деревне Теплый Стан, на месте которой в начале 1970-х гг. был сооружен новый жилой массив. На нечетной стороне Профсоюзной улицы недалеко от станции метро «Теплый Стан» расположена самая высокая точка как Юго-Запада Москвы, так и самой столицы. Ее высота 254,6 м над уровнем моря.