С.Ярославцева про курганы, немного сумбурно:
В подземном археологическом музее, открытом под гостиницей "Москва", мое внимание привлекли, среди прочих предметов из подмосковных курганов, женские украшения. А в списке этих курганов значились и Зюзинские, но какие украшения найдены именно в них, на стенде не указывалось. Необычные з
замысловатые узоры на маленьких пластинках некоторых серебряных семилопастных височных колец приковывали взгляд, они, казалось, что-то сообщали, звали в глубь Времени, к людям, которые нанесли эти орнаменты на пластинки, к тем женщинам, что некогда прикрепляли эти кольца к налобному ремешку, пытаясь и охранить себя, и украсить. Захотелось непременно разузнать как можно больше о Зюзинской волости, о племенах, живших некогда на ее территории. В Институте археологии я ознакомилась с отчетами о раскопках подмосковных курганов за последние полвека. В Зюзине курганы копали в последний раз в 1966 году, а вообще в бывшей Зюзинской волости – в 1982-м, и случилось это близ Чертаново, в нынешнем Битцевском лесопарке; на Теплых Станах копали в 1979-1980 годах; а последние раскопки возле Коньково помечены 1958 годом. Напомню, в отчетах говорится о раскопках лишь за последние полвека, тогда как историки и археологи фиксировали, а иногда и исследовали подмосковные курганы еще с середины XIX века. Все имевшиеся на момент публикации сведения о последних собрал и классифицировал в 1947 году О. Н. Бадер в "Материалах к археологической карте Москвы и ее окрестностей". При этом он привел детальный перечень источников. В каждом сообщении подробно описано, что известно о курганах, где они расположены, а если раскапывались, то кем и когда; в иных случаях дается лишь краткое упоминание об имевшихся где-либо курганах (с точной ссылкой на источник). К сожалению, труд Бадера не завершен и археологическая карта Москвы до сих пор не издана. Но современные археологи в своих работах всегда ссылаются на Бадера, который, в свою очередь, опирался на фундаментальный труд М. А. Саблина "Список курганов Московской губернии" (1879). Многие из упоминавшихся в саблинском списке могильников позднее исчезли, распаханные или застроенные. Тут следует сказать, что некоторые могильники были обозначены на старой топографической карте окрестностей Москвы (двухверстке). Что касается курганных комплексов Зюзинской волости, то Бадер почти по каждому из них приводит данные, взятые им из разных источников. Оказывается, к примеру, что два из трех Теплостанских курганов находились на церковных землях села Троицкого, Бреховские представляли собой комплекс из восьми курганов, один из могильников возле села Черемушки располагался "между Домом агронома и лагерем Осоавиахима и в 1928 году состоял из 15 курганов, раскопы которых дали много вятических вещей первой половины ХII века", а Чертановских могильников известно было шесть, и один из них очутился "на территории крольчатника близ старой кузницы". Зато вот Ясеневскому курганному могильнику с "выбором места" повезло больше – он попал в лесную дачу г-жи Бутурлиной. Там же оказался и Красновский могильник, а Бирюлевский, состоявший из трех курганов, – "в угольной роще помещика Оболенского". Волхонковский могильник состоял из двух курганов, которые находились в версте от деревни Волхонки (прежде была деревней Изютиной), в "Старой роще", в пашне надела села Зюзина. Не все из этих курганов раскапывались, и большинства их сейчас уже нет. Но все изученные археологические памятники позволяют сделать вывод, что на землях Подмосковья и, разумеется, в Москве жили вятичи. Весьма подробно рассказывается о них в книге Т. Н. Никольской "Земля вятичей". Ею же составлена карта расположения вятических курганных комплексов, по которой можно определить и границы самой земли вятичей, располагавшейся в бассейне верхней и средней Оки и Москвы-реки. Надо сказать, что если курганные комплексы около Зюзина, Черемушек, Конькова, Чертанова и других селений представлены на карте Никольской, то не иначе как упущением приходится считать то обстоятельство, что на ней никак не помечены курганы у Волхонки, Краснова, Брехова, Беляева, Теплых Станов, Битцы, Тропарева, Очакова, Никулина, Немчинова, Каменной плотины, Спасского, Сетуни, Давыдкова, Матвеевского, Зябликова, – все они были в свое время упомянуты Бадером. По мнению ученых, курганные комплексы являются деревенскими кладбищами. Следовательно, близ каждой из упомянутых нами курганных групп существовало селение вятичей. А деревеньки были крошечные, две-три избы, во всяком случае, не более десяти. Вятичи жили большими семьями, в нескольких километрах одна от другой. Около современных крупных сел отмечено по несколько курганных комплексов, из чего можно заключить, что поселений на земле вятичей было весьма много и пустынными вятические леса не выглядели. Более того, напрашивается вывод, что почти все нынешние населенные пункты описываемой нами местности существовали уже при вятичах, то есть в VIII-XIII веках, и названия некоторых селений, возможно, сохранились с тех времен...
Найденные в зюзинских курганах в 1949 и 1950 годах височные кольца являются медными и серебряными. В некоторых случаях они имеют орнамент, как это видно из отчета о раскопках одного из женских погребений: "На правом виске – два височных семилопастных кольца большого размера из серебра, содержащего очень малый процент меди. Одно из колец имеет на средней лопасти так называемый книжный орнамент. Переплетающиеся эллипсы дают букву "О" – начертание, характерное для XIII в., на других лопастях изображен крест с загнутыми концами. Кольцо с "книжным орнаментом" было найдено и в раскопках А. В. Арциховского в Царицыно, но техника исполнения орнамента в том и другом случае различается. В царицынском кольце он прочерчен, в зюзинском – нанесен зубчатым колесиком. На левом виске найдены также два височных кольца, одно высокопробного серебра, но с другим орнаментом. Другое височное кольцо обыкновенное, характерное для всех вятических погребений…" ...
Как определить в сегодняшнем городском пейзаже, где находились курганы? Воспользуемся описанием в уже не раз упоминавшемся нами отчете: "Курганная группа "Зюзино I" находится при въезде в село Зюзино в 146 м к востоку от шоссе из Москвы в Узкое. Она состоит из 22 курганов, расположенных на пересеченной местности на высоком правом берегу Котловки. Территория, занятая группой, еще недавно была покрыта сплошь лесом, ныне вырубленным. Речка, возможно, прежде многоводная, теперь почти совсем пересохла. Курганы полушарной формы в настоящее время сильно распаханы, т. к. территория используется под огороды. Возможно, что прежде курганов в группе было больше и некоторые из них в настоящее время уничтожены. Самый большой курган этой группы (диаметром 18 м, высотой 2,3 м) был использован во время Отечественной войны для устройства огневой точки, на вершине его до сих пор врыт металлический колпак укрытия…" На фотографии с места раскопа одного из курганов просматривается русло речки, а за ней вдали домики и щеточка редкого леска. С фотографией и описанием пошла я к старожилам села. Благодаря воспоминаниям Евгения Михайловича Князева сложилась такая картина. Домики – это цветочный комбинат за речкой Котловкой, а на месте редкого лесочка сейчас – Нахимовский проспект. Деревья на правом берегу Котловки жители Зюзина вырубили в войну на дрова. Позднее там специально высаживали сосны. Мощеная булыжником улица села, уходя в зюзинский лес, превращалась в грунтовую дорогу, которая вела на Узкое. А при въезде в село начиналось кладбище при церкви. В селе его называли "Грачами". Думается, именно об этой курганной группе сообщил М. А. Саблин в 1879 году в "Списке курганов Московской губернии". Им указаны курганы "при с. Зюзине на земле г. Балашовых в даче Грачах". Кстати, место в Грачах действительно уникальное. Название за ним сохраняется не одно столетие, хотя строений никаких там нет. Еще в 1684 году, как сообщают старинные источники, здесь была "заповедная роща сосновая, что словет Грачевник на речке Котле". А находилась роща на пустоши Ягутино, на которой все переписи и ревизии отмечали два дворовых места и которая с начала XVII века входила в зюзинскую вотчину. Неподалеку от села, ближе к лесу, археологи наблюдали в 1949 году и другие курганные группы; "Зюзино II" (в 150 метрах к югу, по дороге на деревню Деревлево, семь курганов, из которых полностью сохранились только два, остальные раскопаны при рытье оборонительных сооружений) и "Зюзино III" (два крупных кургана в 200 метрах к юго-западу от зюзинской церкви). Эти курганы не раскапывались после упоминания о них в отчете, а сейчас там уже стоят дома. Однако Евгений Михайлович Князев помог уточнить и относящиеся к ним сведения. По его словам, курганы, что близ дороги в Деревлево, были на Поташовом поле (на месте нынешнего завода на улице Обручева, у конечной остановки троллейбуса 49-го маршрута), а о двух крупных курганах в селе всегда думали, что это просто кучи земли, образовавшиеся после того, как выкопали Медовый пруд (ныне на улице Перекопской). В 1966 году археологи раскапывали курганы в Зюзинской лесопарковой зоне Москворецкого района (село тогда уже вошло в черту города). Первая группа из четырех курганов находилась, как говорится в отчете этой экспедиции, "в смешанном лесу в 250-300 м от жилмассива и автобусной остановки". Все четыре кургана были раскопаны. Тогда же зафиксировали еще одну группу из девяти курганов, расположенную в смешанном лесу в 0,75 километра от села Зюзино и в 70 метрах влево от дороги в санаторий "Узкое". Запись гласит: "Курганы заросли лесом", - по этой причине, видимо, археологи их не тронули. Так и стоят они в лесу до сих пор, неподалеку от той же грунтовой дороги. Как отмечено в "Списке…" Саблина, "2 кургана находятся в "Старой роще" при дер. Волхонка в пашне надела крестьян села Зюзина". Об этих курганах иных сведений не сохранилось. Вероятно, они давно уже распаханы. /Все упоминаемые в статье данные об археологических раскопках взяты из архива Института археологии АН РФ, сотрудникам которого автор выражает глубокую признательность.
http://www.selo-zuzino.ru/chtogde.html