21 января 2011 г. на сайте Департамента появилась справка по данному вопросу
http://www.moseco.ru/ru/showNews/nwsID/1298:
"В связи с заявлениями активистов общественных экологических организаций по возведению рекреационно-досуговых комплексов на территориях ландшафтного заказника «Теплый стан» и Битцевского леса пресс-служба Департамента сообщает
«Подобные досуговые комплексы не наносят вреда окружающей среде, поскольку это не капитальные сооружения, на данных площадках не вырублено ни одного дерева, и потом строительство ведется на земельных участках, отнесенных по функциональному зонированию к рекреационным и физкультурно-оздоровительным зонам, где разрешено возводить подобные объекты, - подчеркивает руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский, - Здесь скорее не вред, а польза – для жителей, которые смогут приходить и отдыхать с детьми на данных площадках, заниматься спортом».
Также сообщаем, что:
размещаемые комплексы соответствуют режимам охраны и использование особо охраняемых природных территорий регионального значения города Москвы и основываются на ч. 2 статьи 14 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве».
данные работы по обустройству рекреационных и физкультурно-оздоровительных зон с размещением некапитальных строений на указанных территориях были в установленном порядке рассмотрены и согласованы префектурами соответствующих округов, Москомархитектурой и другими органами исполнительной власти в рамках Окружных программ к Целевой программе сохранения и развития особо охраняемых природных территорий на 2012-2014 гг."
НАШ КОММЕНТАРИЙ:
1.Утверждение "Подобные досуговые комплексы не наносят вреда окружающей среде"
Вред окружающей среде наносят не только капитальные, но и временные сооружения, и он заключается не только в вырубке деревьев. К сожалению, многие чиновники от охраны природы за деревьями не только леса, но и природы как таковой не видят.
В данном случае, при строительстве уничтожен растительный луговой покров и плодородный почвенный слой. Травянистая растительность, как и любая другая, выполняет экологические (средозащитные и др.) функции и даже в определённой степени оказывает положительное влияние на местный микроклимат. Замена занятой растительностью экологически эффективной площади нейтральными (в лучшем случае) и, в худшем случае, агрессивными для окружающей среды мёртвыми, к тому же водонепроницаемыми поверхностями (асфальт, бетон, металл, синтетика и т.п.) не является безвредной для окружающей среды.
Следует учитывать также, что к некоторым из размещаемых в составе комплекса объектов необходимо подвести инженерные коммуникации (электричество, вода, канализация) и подъездные дороги; в составе комплекса должны быть противопожарный объезд и автостоянка – даже если не для личных автомашин отдыхающих, то для спецтранспорта (скорая помощь, пожарная машина и т.п.), а это – загрязнение окружающей среды. Далее. Если учесть, что водопроницаемый травяной покров заменён на водонепроницаемые поверхности, то должен быть решён вопрос с отводом ливневых стоков с застроенной территории. То, что при этом будет нарушен сложившийся гидрологический режим местности, тоже бесспорно.
Ну и, наконец, увеличение рекреационных нагрузок на природные комплексы ландшафтного заказника «Тёплый Стан» и природно-исторического парка «Битцевский лес» в связи с фактическим отчуждением из общего пользования находящихся на опушках их лесных массивов полян. Это вынудит ранее отдыхавших на ней людей переместиться отсюда под полог леса со всеми вытекающими из этого отрицательными для живой природы последствиями.
Оценивая вред природе и окружающей среде, который будет причинён им строительством казалось безобидного объекта – досугового комплекса (кстати, защитники ООПТ Москвы и не обязаны этого делать – презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности провозглашена двумя Федеральными законами – «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды»), необходимо учитывать, что природный комплекс сравнительно небольшого по площади заказника «Тёплый Стан», к тому же со всех сторон окружённого жилыми кварталами с плотностью населения 125-150 чел./га, и без того испытывает чрезмерные антропогенные, в т.ч. рекреационные нагрузки. То же самое можно сказать и о негативном влиянии строительства досугового комплекса на поляне Битцевского леса, которая заходит в глубь лесного массива почти на 300 м, причём в самом узком его месте, с двух сторон перекрываемом зонами пешеходной доступности двух районов жилой застройки с плотностью населения 115-130 чел./га. Поэтому строительство любого непрофильного для ООПТ объекта, сопровождающееся отчуждением из общего пользования используемых для отдыха горожан участков, должно быть признано с экологических позиций совершенно недопустимым.
2. Утверждение "строительство ведется на земельных участках, отнесенных по функциональному зонированию к рекреационным и физкультурно-оздоровительным зонам, где разрешено возводить подобные объекты"
Нам известно, что в ландшафтном заказнике «Тёплый Стан» спортивно-игровой досуговый центр строится на участке, выделенном в рекреационный центр проектом планировки этой ООПТ, который утверждён постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1034-ПП. Нам, конечно же, известно, что в природно-историческом парке (П-ИП) «Битцевский лес» аналогичный спортивно-игровой досуговый центр строится на участке, который Территориальной схемой сохранения и развития особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Битцевский лес» (утверждена постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. № 824) отнесён к физкультурно-оздоровительной зоне. Однако нам, в отличие от тех «специалистов», которые размещали досуговые комплексы на землях ООПТ, известно и другое.
Первое касается ландшафтного заказника «Тёплый Стан» - ООПТ категории «государственный природный заказник» с профилем «ландшафтный заказник».
Целевое назначение и задачи ООПТ категории «государственный природный заказник» и её разновидности установлены ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», который в соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) имеет приоритет перед региональным законодательством, поэтому любой региональный закон и иной нормативный правовой акт в части целевого назначения и допустимой деятельности на ООПТ указанной категории, противоречащий федеральному, не может быть признан действующим (в Конституции РФ сказано буквально следующее: «2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон»).
ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено следующее:
- «Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса» (ст. 22 ч. 1).
- «Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов)» (ст. 22 ч. 4а).
- «На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам» (ст. 24 ч. 1).
Совершенно очевидно, что использование земель ЛЗ «Тёплый Стан» в спортивно-развлекательных и просто спортивных целях противоречит природоохранным и природовосстановительным целям, а строительство досугового комплекса уже причинило вред природному комплексу заказника уничтожением растительности, почв и животных одного из ценных в природном отношении луговых биотопов.
Второе касается обеих ООПТ. Как в ландшафтном заказнике «Тёплый Стан», так и в природно-историческом парке «Битцевский лес» во исполнение ст. 11 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» постановлениями Правительства Москвы от 5 декабря 2006 г. № 950-ПП них и от 10 апреля 2007 г. № 258-ПП соответственно установлены индивидуальные режимы особой охраны, которые распространяются на всю территорию каждой из этих ООПТ, независимо от функциональных зон.
На всей территории ландшафтного заказника «Тёплый Стан» запрещено:
- искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
- увеличение площади, занятой строениями, автодорогами и другими лишенными растительности поверхностями;
- нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на территории ландшафтного заказника «Тёплый Стан»;
- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;
- действия, влекущие за собой увеличение рекреационной и других антропогенных нагрузок на природный комплекс ландшафтного заказника;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием ландшафтного заказника "Тёплый Стан", осуществляемые вне дорог общего пользования» (п. 3.5 Положения о ландшафтном заказнике «Тёплый Стан»).
На всей территории природно-исторического парка «Битцевский лес» запрещено:
«- искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
- увеличение площади, занятой строениями, автодорогами и другими лишенными растительности поверхностями;
- нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на территории природно-исторического парка «Битцевский лес».
- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием природно-исторического парка «Битцевский лес», осуществляемые вне дорог общего пользования» (п. 3.5 Положения о природно-историческом парке «Битцевский лес»).
Все эти запрещённые на землях ландшафтного заказника «Тёплый Стан» и природно-исторического парка «Битцевский лес» действия уже происходят на застраиваемых участках или же будут иметь место по завершении строительства.
3. Утверждение: "Здесь скорее не вред, а польза – для жителей"
Что касается «пользы – для жителей, которые смогут приходить и отдыхать с детьми на данных площадках, заниматься спортом», то это чистой воды лукавство. До застройки обе поляны находились в общем пользовании, т.е. любой желающий мог бесплатно и в любое время погулять, полежать, поиграть на этих полянах. А «приходить и отдыхать с детьми на данных площадках, заниматься спортом» смогут лишь оплатившие предоставление этой услуги. Сказал же один из представителей ООО «Спецстрой Инжиниринг» участникам состоявшейся 20 января акции, что сейчас вы пользуетесь полянами бесплатно, а за занятия спортом на них придётся платить. По существу происходит коммерциализация земель ООПТ.
4. Утверждение: "Размещаемые комплексы соответствуют режимам охраны..."
Простим составителям справки вольное обращение с родным языком: конечно же, соответствовать или не соответствовать режимам охраны могут только совершаемые или планируемые действия, в данном случае - размещение, строительство и функционирование комплексов, а не сами комплексы.
Выше мы привели доказательства того, что размещение, строительство и функционирование досуговых комплексов на землях ООПТ противоречат установленным на них режимам охраны (см. пункт 2 наших комментариев, часть "второе").
5. Утверждение: "размещаемые комплексы ... основываются на ч. 2 статьи 14 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"
Как следует из текста указанного Закона, сотрудники Департамента, подготовившие данную справку для пресс-центра, не вникли в суть ч. 2 ст. 14 этого Закона:
«2. Земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории (в ред. Закона г. Москвы от 10.02.2010 № 5)».
Во-первых, мы уже привели доказательства того, что строительство и функционирование досуговых комплексов на землях ООПТ противоречат режимам их охраны, поэтому для оправдания неправомерных действий Департамента указанная статья Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» никак не подходит.
А во-вторых, кому конкретно (гражданину, юридическому лицу и т.д.) и каким решением Правительство Москвы предоставило земельные участки ландшафтного заказника «Тёплый Стан» и природно-исторического парка «Битцевский лес» для «возведения», а точнее – строительства спортивно-игровых досуговых комплексов? Ведь ч. 2 ст. 14 относится только к так называемым сторонним пользователям в границах ООПТ, а застройка ведётся на землях самих ООПТ.
6. Утверждение: "данные работы ... в установленном порядке рассмотрены и согласованы ... в рамках Окружных программ к Целевой программе сохранения и развития особо охраняемых природных территорий на 2012-2014 гг."
Господа из Департамента упорно выдают желаемое не просто за действительное, а за законное.
Во-первых, даже если начатые работы где-то кем-то рассматривались и согласовывались, такие согласования не является основанием для их реализации, поскольку для этого необходимы соответствующее постановление Правительства Москвы и утверждённый в установленном порядке, т.е. при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проект строительства.
Во-вторых, эти работы противозаконны в принципе, а наличие чьих бы то ни было согласований не является поводом для нарушения законодательства.
И, наконец, в-третьих. Чиновники должны знать, что ни одна Целевая программа не является руководством к действию до тех пор, пока она не получит положительного заключения ГЭЭ (ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе») и не будет официально утверждена Правительством Москвы. Но и в этом случае любой проект строительства в рамках реализации Целевой программы подлежит ГЭЭ (ч. 4.1 ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе»). А в каждом проекте должен присутствовать раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС), с учётом специфики мест размещения объектов строительства на ООПТ – оценка воздействия должна прежде всего проводиться в отношении природных сообществ, растительного и животного мира, краснокнижных растений и животных и их местообитаний.
Как нам удалось выяснить, ни распорядительного документа Правительства Москвы, разрешающего строительство досуговых комплексов на землях ООПТ с их адресной привязкой, ни утверждённых проектов строительства ("возведения") комплексов с обязательным разделом ОВОС, ни положительного заключения государственной экологической экспертизы этих проектов НЕТ. Естественно, в этой связи не может быть и ордера на производство строительных работ, а они ведутся самым активным образом. Чистой воды самострой!
Чиновники из Департамента, оправдывая творимый ими строительный произвол на ООПТ, ссылаются на подписанное С.С.Собяниным распоряжение Правительства Москвы от 15 декабря 2010 г. № 2534-РП "О дополнительных мерах по организации зимнего отдыха 2010-2011 гг." (
http://www.mos.ru/documents/index.php?id_4=111732), но, как говорится, увы им: в этом документе вообще нет ни поручения Департаменту на подбор земельных участков ООПТ для "возведения" многофункциональных спортивно-игровых досуговых комплексов для семейного отдыха, ни поручения выступить заказчиком на их строительство.
Парадокс: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы – специально уполномоченный орган Правительства Москвы по управлению (охране, содержанию и использованию) особо охраняемыми природными территориями регионального значения в городе Москве, на который возложено осуществление государственного контроля за охраной, содержанием и использованием ООПТ регионального значения в городе Москве, а также за осуществлением всех видов деятельности, оказывающих или способных оказать воздействие на природные объекты и комплексы ООПТ города Москвы (Положение о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утверждённое постановлением Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. № 939-ПП) – явился не только инициатором, но и активным участником самовольного строительства на землях ООПТ. Это останется безнаказанным?
http://www.mosecofed.ru/1295684094.php