Усадьба Зюзино (Б.И. Прозоровского) с церковью мчч.-страстт. Бориса и Глеба
(Борисоглебская церковь в Зюзино)
Местоположение: Москва, Перекопская ул., 6 (станции метро «Каховская», «Севастопольская»)
Тип памятника: Памятник церковной архитектуры
Статус: Памятник федерального значения
Сельцо Зюзино (Скрябино, «Скорятино тож), которое теперь находится на юге Москвы, впервые упоминается в 1627 году, но существовало ранее. Принадлежало боярину князю Алексею Юрьевичу Сицкому, с 1644 года – его зятю боярину Глебу Ивановичу Морозову. Последний построил в усадьбе деревянную церковь мчч.-страстт. Бориса и Глеба (сохранялась до первой четверти XVIII века), после чего Зюзино стало селом и получило второе название – Борисоглебское. В 1666 году село было конфисковано у вдовы Г.И. Морозова – известной деятельницы раскола, боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой. В 1684 году Зюзино перешло боярину и дворецкому князю Василию Федоровичу Одоевскому, а в 1687 году было пожаловано боярину князю Б.И. Прозоровскому.
Борис Иванович Прозоровский (Меньшой; 1661–1718 или 1719) в детстве жил в Астрахани, где его отец, воевода князь Иван Семенович, и брат, Борис Большой, были казнены при захвате города Степаном Разиным. С 1674 года – комнатный стольник царевича Фёдора Алексеевича, с 1682 года – боярин. Постоянно сопровождал царя Ивана V Алексеевича по богомольям. В 1691–1697 годах был воеводой в Новгороде и одновременно ближним боярином. В Москве ему предположительно принадлежали «Белые палаты».
В 1688–1692 годах Прозоровский возвёл в усадьбе, поблизости от деревянной, каменную Борисоглебскую церковь (освящена в 1704 году). Здание сочетает в себе композицию центрического крестчатого и «трехбанного» храмов: алтарь и противоположный ему притвор удлинены в плане относительно северного и южного приделов и увенчаны главками на двухъярусных барабанах, тогда как приделы не имеют главок. Четверик традиционно продолжается восьмериком, ярусом звона и барабаном с центральной главой. Храм поднят на арочный подклет с двумя лестницами и с придельной церковью равноап. кн. Владимира в нём. Алтарь ориентирован на север. В декоре фасада использованы традиционные для «московского барокко» угловые колонки, арочные ниши, профилированные карнизы, фигурные «гребешки», однако в целом декоративное решение осталось сдержанным, поскольку окна не украшены наличниками. В 1879 году построена отдельно стоявшая колокольня, позднее соединенная с церковью крытым переходом (не сохранилась).
Согласно описанию 1704 года, в Зюзино значились усадьба, дворы приказчика, садовника, 12 крестьянских и конюшенный.
Бездетный Прозоровский завещал свою собственность Екатерине I. После его смерти Петр I передал Зюзино князю Александру Никитичу Прозоровскому – двоюродному племяннику покойного. В 1708 году Петр посылал А.Н. Прозоровского в Голландию учиться морским наукам. В 1727 году Александр Никитич вышел в отставку с чином капитан-лейтенанта флота.
Имение оставалось в роду Прозоровских до 1780 года, когда было продано долями – И.А. Князевой, муж которой был одним из первых отечественных генеалогов, и княгине А.А. Урусовой. Половина Князевой сразу перешла к Бекетовым, после которых неоднократно меняла хозяев. Последним владельцем усадьбы был купец Д.А. Романов, построивший в Зюзино кирпичный завод.
Борисоглебская церковь закрывалась в 1938–1989 годах, здание использовалось различными учреждениями. Резной барочный иконостас и владельческая ложа утрачены. Храм реставрировался в 1960-х и в 1979–1989 годах (арх. К.Г. Полунина), после чего церковь была возобновлена.
От усадебного дома сохранился Г-образный с угловой ротондой флигель конца XVIII века.
Литература
Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (юго-восточная и южная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М., 2007. С. 289–293.
Иванов Ю. Церковь Бориса и Глеба в Зюзино [учётная карточка] // Храмы России (электронный ресурс). URL:
http://www.temples.ru/card.php?ID=4809 (16.07.2015)
Сайт храма свв. благоверных князей российских страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзино (электронный ресурс).
http://hramborisaigleba.orthodoxy.ru/history.html