ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В УЗКОМ
Некоторым шедеврам архитектуры везет на исследователей, а на большинство никто не обращает внимание. К их числу принадлежит самая ранняя и самая яркая постройка Узкого – церковь Казанской иконы Божьей матери – одно из интереснейших произведений нарышкинского стиля в Москве и Подмосковье, единственная примета стрешневского периода истории усадьбы и доминанта усадебного комплекса. Об этом памятнике существует много небылиц, кочующих по путеводителям и сайтам в Интернете, которые пересказывают ошибочные гипотезы столетней давности, разбавляя их буйными фантазиями современных авторов. Подлинная история этого храма ничуть не менее интересна и удивительна.

История строительства
Огромный кирпичный белый пятиглавый храм конца XVII в., купола которого видны от находящихся в полутора километрах от него Небесных ворот, расположен в центре усадьбы и торжественно парит над ней, подчиняя себе все усадебные постройки. От Профсоюзной улицы к ней ведет полуторакилометровая лиственничная аллея.
Эта церковь в Узком – третья по счету. Предыдущие две, так же сооруженные при Стрешневых, находились на этом же участке, но занимали другую его часть или части.
Самый ранний храм в Узком: «деревянную клецки» церковь Казанской иконы Божьей матери с приделом Николая Чудотворца выстроил боярин Максим Федорович Стрешнев между 1629 и 1641 гг. При его сыне, тоже боярине, Григории Стрешневе эта церковь сгорела во время грозы от удара молнии. По “отказной книге” это событие произошло в 1665—1666 гг. Видимо, сильный дождь в значительной мере способствовал борьбе с огнем, т.к. крестьянам удалось спасти значительную часть внутреннего убранства: «…образы, и книги, и ризы, и колокола от огня унесены…».
Следующая церковь Казанской иконы с приделом Николая Чудотворца, также деревянная была отстроена в Узком на месте сгоревшей братом предыдущего владельца стольником Яковом Стрешневым к 1676—1677 гг. В 1697 г., т.к. к тому времени в Узком было завершено сооружение ныне существующего каменного храма на средства воспитателя Петра I боярина Тихона Никитича Стрешнева, патриарх Адриан распорядился перенести деревянную церковь на территорию находившегося к западу от усадьбы, у реки Сетуни подмосковного погоста Покровского, который вместе с соседним селом Орловым составлял вотчину Московского Чудова монастыря (ныне Староорловская ул. в черте Москвы).
Точная дата закладки каменной церкви в Узком неизвестна. Можно предположить, что это событие совпало с выделением Т.Н.Стрешневым, купившим Узкое в 1693 г., участка пашни для церковного причта на пустоши Борисовка.
К 1696 г. каменная церковь Узкого уже была подведена под крышу, т.к. царский жалованный иконописец грек Николай Соломонович Вургаров писал иконы для её правого придела — Иоанна Предтечи, не имевшего аналога в предшествующих храма Узкого. Этот престол получил свое наименование в честь святого, одноименного сыну вотчинника — стольника Ивана Тихоновича Стрешнева. С другой стороны тоже имя носил и брат Петра I царь Иоанн Алексеевич, т.е. престол Иоанна Предтечи может являться свидетельством близости Стрешневых и царской семьи.
Все работы были завершены в 1697 г., т.к. только после их окончания и освящения церкви, предыдущая могла быть согласно указу патриарха Адриана перенесена в погост Покровский.
Уникальный памятник архитектуры

Повышенная центральная часть церкви в Узком и четыре примыкающие к ней двухъярусные башнеобразные объемы, ориентированные по сторонам света, композиционно составляют единое здание, имеющее очень красивый план в виде квадрата с четырьмя трехчетвертными “лепестками”. Скругленные нижние части башнеобразных объемов объединены спаренными полуколоннами большого ордера (ордер - тип архитектурной композиции), контрастирующего с малым ордером оконных наличников и порталов (портал - архитектурно оформленный вход в здание) сложного рисунка, а также с простой плоской декорацией восьмериков и барабанов. В отличие от большинства других “вотчинных храмов” колокольня устроена не в центральной главе, а в юго-западной, находящейся над главным входом. Ее купол является резонатором звука. Просторный высокий интерьер освещен преимущественно верхним светом. Внутреннее пространство церкви удивительно едино и цельно, боковые приделы открываются в интерьер арками полуциркульных очертаний.
Декоративные приемы нарышкинского стиля сочетающиеся в архитектуре церкви в Узком с необычной для Москвы и Подмосковья композицией, отразившей украинское влияние, сделали ее памятником уникальным, имеющим свое особое место в истории русской архитектуры. Это принципиально новый тип бесстолпного, центрического, репрезентативного (дающего объективное представление о чём л.) по внешнему облику храма замыкает собой одну из ветвей развития данной типологии, восходящую к собору Николая Чудотворца в Нежине – самому раннему подобному сооружению, завершенному к 1668 г. Этот тип храма, так полюбившийся на Украине, воспроизведен в различных формах и многочисленных модификациях: на Черниговщине, Слобожанщине, Киевщине. Отсюда он попал и в южные регионы России, т.е. несмотря на свою безусловную уникальность, памятник не был столь одиноким.
Тупиковая ветвь развития нарышкинского стиля

Еще одним памятником, отразившим украинское влияние, является церковь Знамения в подмосковной усадьбе Курово, сооруженная между 1681 и 1687 гг. на средства боярина А.С.Шеина, впоследствии первого русского генералиссимуса, но она поскромнее, «трехбанная» (трехкупольная) с трехчастным планом.
Немного позже появился Новый собор Донского монастыря, выстроенный в 1684-1698 гг.: большой квадратный в плане храм, со всех сторон обстроенный выступающими полукруглыми башнеобразными притворами, вторящими форме апсиды и главами, ориентированными по сторонам света, но сохранивший четырехстолпную компоновку.
Судя по датам проведения работ все эти храмы ориентировались не на друг на друга, а сооружались параллельно. Еще не была завершена церковь в Курове, как началось строительство Нового собора, до окончания строительства которого, была сооружена церковь в Узком - наиболее близкий к исходному образцу второй в Москве подобный памятник.
Дальнейшего развития эта линия внутри нарышкинского стиля не получила. Благодаря приезду в Россию западноевропейских архитекторов, начавшемуся с «Великого посольства» 1698 г., и не прерывавшемуся все петровское царствование, очень скоро появилось много образцов новых, более современных вариантов барокко, заметно отличающихся по композиции и декору. В результате нарышкинский стиль целиком оказался выдавлен в провинцию. Единственным прецедентом применения архитектурной композиции, восходящей к Новому собору Донского монастыря, в Подмосковье является церковь Тихвинской иконы Божьей Матери в усадьбе Бурцево, сооруженная в 1730-1733 гг. на средства М.С.Аничкова (ее боковые главы поставлены не по сторонам света, как у Нового собора, а традиционно - по углам основного четверика).
Строительная ошибка

Внешнее декоративное убранство церкви в Узком довольно однообразно и сосредоточено преимущественно в нижнем ярусе здания. Убранство второго яруса значительно проще и строже, а белые барабаны глав почти лишены украшений. Это далеко не самый пышный памятник нарышкинского стиля. В нем не использован белый камень, тогда обычно в изобилии применявшийся в церковном декоре, в т.ч. расположенной недалеко от Узкого церкви в усадьбе Сергиевское (Коньково-Сергиевское). Очевидно, это объясняется желанием заказчика не затягивать строительные работы и как можно скорее завершить постройку. Косвенным доказательством этого является прошение Анны Лукиничны Стрешневой матери тогдашней владелицы Узкого Софьи Стрешневой — внучки Тихона Стрешнева, поданное в Патриарший Казенный приказ в 1720 г. о проведении ремонта внутренних помещений храма. Ей было разрешено «…иконостас разобрать, и вместо ветхого пола, построить вновь пол и престол утвердить на прежнем престольном месте, среди олтаря и сотворить в той церкви посвящение Большого Успенского собора протопопу Феодору с братиею…» Чуть больше двадцати лет для белокаменного пола – срок ничтожный! Необходимость ремонтных работ позволяет утверждать, что при строительстве храма были допущены серьезные просчеты, скорее всего, также объясняющиеся спешкой. К счастью для мастеров, его заказчика сурового и властного Тихона Стрешнева уже не было в живых…
Иконописцы Оружейной палаты

В отличие от композиции церкви в Узком, убранство ее интерьеров, являлось традиционным для памятников нарышкинского стиля. По свидетельству историка М.И.Александровского, центральный четырехъярусный иконостас был таким же, как в церкви Покрова в Филях «…но черный с позолотой». В нем было 62 иконы, в придельных трехъярусных иконостасах по 40. Иконы для них писали царские жалованные иконописцы Оружейной палаты: Георгий (Егор) Терентьевич Зиновьев, грек Николай Соломонович Вургаров, и Василий Леонтьев, участвовавшие во всех крупных иконописных работах того времени. Иконостасы в Узком - последнее их крупное произведение». Последняя известная работа Г.Т.Зиновьева - обновление иконы Спаса на престоле в Успенском соборе Московского кремля в 1700 г.
По свидетельству художника А.М.Васнецова, образ Николая Чудотворца из одноименного придела церкви в Узком был «удивительный по выразительности», кроме того, по его мнению, «хороши изображения архидиаконов Евпла и Стефана на диаконских дверях. — На колокольне есть один небольшой старый колокол с надписью о том, что он вылит к Троицкому собору», кроме того, «сохранились жилищные ставни с жуковинами (жуковины – архитектурные украшения). В западной главе устроена колокольня». Стенных росписей в храме не было, за исключением фигур евангелистов, написанных на парусах храма (по устному сообщению местных жителей) Над наружной стене на входом в наличнике помещен образ Казанской Божьей Матери. По видимому, так же как и в церкви Филей внутри на западной стене находился балкончик владельца (в Филях он назывался царской ложей), ныне на этом месте — простая балюстрада. К сожалению, из внутреннего убранства церкви ничего не сохранилось, кроме кованой цепи от главного паникадила.
Реконструкция церкви при Голицыных

Небольшие строительные работы были проведены в церкви владельцами Узкого князьями Голицыными в последней трети XVIII в. При Московском уездном предводителе дворянства генерал-майоре Алексее Борисовиче Голицыне, церковь обнесли белокаменной папертью с парапетом «изящного рисунка», а при его сыне Егоре Алексеевиче, в 1799 г. была заново покрыта железом кровля и установлены новые купола, вместо проржавевших первоначальных.
Новые купола: высокие, устремленные вверх, очень удачно вписанные в композицию здания, вполне могли быть копией своих предшественников или создаваться по их мотивам.
Война 1812 года

При следующих владельцах усадьбы Толстых во время Отечественной войны 1812 г. в церкви побывали французы, отступавшие из Москвы по Старой Калужской дороге. По местной легенде в Узкое заехал сам Наполеон и лично наблюдал за движением «великой армии» с храмовой колокольни.
Аналогичные предания о якобы имевшем место личном приезде императора типичны для местностей, находившихся по пути движения французов, поскольку крестьяне, не представлявшие как выглядел Наполеон и не разбиравшиеся в военной форме, зачастую принимали за французского императора любых начальников отрядов, входивших в их села и деревни. А.И.Васнецов связывал с событиями 1812 г. след от пушечного ядра на одном из старых церковных колоколов: «На колоколе есть след от удара ядром, вероятно во время Наполеона, от какового удара колокол несколько сдвинут в сторону». Однако причины следа от ядра на колоколе не обязательно могли быть связаны с событиями 1812 г., тем более, что попасть из пушки в узкие проемы колокольни и не повредить само здание было невозможно. Во всяком случае, Наполеон и его маршалы и генералы, несомненно, видели церковь Узкого со Старой Калужской дороги.
Французы сняли с икон центрального иконостаса и придела Иоанна Предтечи «оклады и венцы серебряные» и забрали с собой часть церковной утвари. Поэтому после их ухода богослужения проходили только в приделе Николая Чудотворца, который не пострадал, более того, настоятелю И.Я.Соколову удалось спасти основную святыню - икону Казанской Божьей Матери из центрального иконостаса. Все это говорит о том, что визит французов в Узкое был кратковременным и церковь не являлась их основной целью.
Только чере полгода - 8 июля 1813 г. в день престольного праздника Казанской иконы Божьей Матери, были заново освящены центральный престол и придел Иоанна Предтечи.
После Отечественной войны 1812 г., судя по воспоминаниям местных жителей, в Узкое каждый год летом привозили знаменитую Иверскую икону, находившуюся в Москве в Иверской часовне перед Воскресенскими воротами Китай-города, ведущими на Красную площадь. Икону привозили монахи Николо-Перервинского монастыря, которому она принадлежала, со стороны соседнего села Ясенева, настоятель встречал ее под колокольный звон и служил у иконы молебен. Из Узкого монахи с иконой отправлялись дальше в село Сергиевское (Коньково-Сергиевское) и Коньково (Коньково-Троицкое). Крестьяне Узкого их провожали до Небесных ворот, находившихся у Старой Калужской дороги.
На рубеже веков

По инициативе владельца Узкого Московского губернского предводителя дворянства князя Петра Николаевича Трубецкого в Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества в 1899 г. было получено разрешение на реставрацию интерьеров церкви, проведенную «под наблюдением» члена Комиссии известного московского архитектора А.Ф.Мейснера. Она началась в том же году.
2-3 августа 1900 года в приделе Иоанна Предтечи (другие части здания из за реставрационных работ не функционировали) находился гроб с телом выдающегося отечественного философа В.С.Соловьева (см. журнал «Туризм в школе №5 за 2010 год).
Только 22 октября 1902 г. после завершения всех ремонтных и реставрационных работ в церкви, С.А.Беляевым был заново освящен центральный престол. К тому времени были «возобновлены», т.е. заново позолочены иконостасы, отреставрированы их иконы, отремонтированы стены внутри храма, в средней части храма устроено духовое отопление (до того «теплым» был сделан между 1863 и 1881 гг. лишь придел Иоанна Предтечи)
По заказу П.Н. и А.В.Трубецких для церкви в Узком были написаны иконы, изображавшие соименных им святых: митрополита Московского Петра и мученицу царицу Александры, Они находились в специальном киоте (киот - божница, деревянный украшенный шкафчик или створчатая рама для икон), поставленном справа от центрального иконостаса, перед местом, где во время службы стояли Трубецкие. Кроме того, с наружи здания были устроены входы в ризницу и на колокольню.
Отделение церкви от государства

По декрету Совета народных комиссаров “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” от 23 января 1918 г. функции записей актов гражданского состояния перешли к государству. Поэтому метрические книги, в которых велись записи о рождениях, смертях и бракосочетаниях из церкви Узкого, точно также как и из других соседних храмов были изъяты и вывезены в волостной центр Царицыно (Ленино).
28 апреля 1922 г. все серебряные вещи из церкви Узкого (золотых не было) в т.ч. дароносица, потир и напрестольный крест из центрального алтаря: «серебро вызолоченное вес в грубом виде 24 ѕ фунта» «изъяты в фонд помощи голодающим ценности, согласно имеющейся при общине заверенной описи, причем при приеме оказалось все налицо, правильно. Со стороны представителей общины верующих жалоб нет». Эксцессов при изъятии вещей не было.
Церковь оставалась действующей до 1930 г., когда ее последний настоятель Д.И.Соколов был выслан в Сибирь. Его преемник назначен не был, потому службы в храме прекратились.
В подсобном хозяйстве санатория «Узкое» состоялось собрание, на котором обсуждался вопрос об использовании церковного здания. Первоначально предполагалось устроить в церкви клуб. Местным жителям разрешили разобрать по домам иконы. Местные комсомольцы уничтожили убранство интерьеров, сожгли часть остававшихся икон и сбросили колокола. После этого один раз в церкви показали кинофильм. Затем в ней размещались магазин и общежитие. В 1933 г. на совещании в строительном секторе Комиссии содействия ученым было принято решение превратить церковь в водонапорную башню, для чего «установить напорные баки один над другим в одном из крайних приделов церкви…». Это давало возможность обеспечить водой все номера санатория «Узкое».
С.И.Вавилов, ставший президентом Академии наук в 1945 г., попытался добиться реставрации церкви, тогда занятой подсобными мастерскими санатория. Нобелевский лауреат академик И.М.Франк вспоминал: “Однажды, в конце сороковых годов, я случайно услышал слова человека, ответственного в то время за строительство в Академии наук. Он сказал: “Вот президент Вавилов требует, чтобы реставрировали эту церковь. Ну, раз требует, так леса мы поставим, а делать ничего не будем!”
То, что С.И.Вавилов в сороковых годах потерпел неудачу с реставрацией церкви — естественно, и мы вспоминаем о его усилиях с пониманием и уважением к нему. В 1950 г. специалисты Всесоюзного научно-реставрационного комбината провели обследование церкви в Узком. Но после смерти С.И.Вавилова, скончавшегося в 1951 г., все работы прекратились.
Библиотечная эпопея.

В начале 1950-х гг. в церковь Узкого Фундаментальная библиотека по общественным наукам АН СССР (ныне ИНИОН - Институт научной информации по общественным наукам РАН) перевезла часть своих фондов. В основном, это были издания, не пользующиеся спросом, дубликаты (так называемые “седьмые экземпляры”), отечественные и зарубежные периодические издания книги на иностранных языках, как поступавшие в СССР легальными путями, так и вывезенные из Германии после Второй мировой войны (все издания были уложены в высокие штабеля, занимавшие почти половину высоты здания). Некоторые книги, судя по экслибрисам на них, происходили из библиотеки князей Воронцовых в Алупке. Часть книг принадлежала объединенной городской и университетской библиотеке Кенигсберга в Восточной Пруссии (ныне Калининградской области), в т.ч. книги из Валленродтского книжного собрания – в основном XVI-XVII вв., в на латинском и немецком языках. В 1981 г. часть его, 291 переплет, это около трех процентов его довоенного фонда, в которых, тем не менее, в них представлены почти все тематические разделы, из которых складывался основной фонд, - теология, право, медицина, философия, история, астрономия, математика и др. передана Калининградскому государственному университету (ныне Российский государственный университет им. И.Канта). Благодаря этому оказалось возможным воссоздать зал Валленродтской библиотеки в восстановленном Кафедральном соборе.
Другая часть Валленродтского собрания передана Библиотеке Академии наук, и находится в её Отделе редкой книги, где еще с 1956 г. хранилась самые старые книги Валленродтского собрания (в настоящее время в Библиотека Академии наук храниться более тысячи томов из него). Еще одна часть Валленродтского собрания осталась в ИНИОН.
Не менее известна и оказавшаяся в церкви в Узком “Готская библиотека”, происходившая из семьи Карла Эдуарда, четвертого герцога Саксен-Кобурга и Готы (правил с 1900 по 1918 гг.). Еще в 1928 г. она была передана в дар городу Готе (земля Тюрингия), но по договору, семья герцога оставляла за собой приоритетные права на библиотеку. Несмотря на просьбу председателя Тюрингии В.Пауля Г.К.Жукову оставить библиотеку городу, она была вывезена в СССР и передана Фундаментальной библиотеке Академии наук. Мотивировалось это тем, что герцог был активным членом нацистской партии и группенфюрером SA и поэтому его имущество подлежало конфискации.
Государственная комиссия по реституции Готскую библиотеку первоначально предполагала передать ФРГ, но, после долгих дискуссий, она была оставлена в России.
В СССР Готская библиотека в научных целях реально не использовалась, в 1956 г. ее передали ГДР, но про часть библиотеки, находящуюся в Узком (около 6 тысяч томов XVI-XVII вв.) просто забыли. Условия хранения книг в церкви не соответствовали никаким нормам. Книги в связках, сваленные в огромные штабеля портились из за пыли и влажности плесневели и заражались грибком. Поэтому наиболее попорченные экземпляры время от времени сжигали.
Известный коллекционер, почетный доктор Санкт-Петербургской Академии художеств Н.Д.Лобанов-Ростовский в интервью главному редактору журнала «Наше наследие» В.П.Енишерлову напомнил: «Когда мы с вами в конце 1980-х посещали академика Д.С.Лихачева в санатории Академии наук «Узкое» под Москвой, он подвел нас к древней церкви и рассказал, что церковь эта превращена в склад, где без соблюдения элементарных условий хранения были свалены десятки тысяч книг на иностранных языках, вывезенных из Германии, в том числе даже инкунабулы (инкунабулы - первопечатные книги, изготовлявшиеся с наборных форм до 1501 г.). Конечно, многие из книг в результате такого отношения погибли. Теперь это действующая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и ничто в ней не напоминает, что она была книжным узилищем».
Второе рождение


В 2-й половине 1970-х гг. церковь была косметически отреставрирована Всесоюзным реставрационным комбинатом (в 1979 г. все работы были завершены). В ходе реставрации частично восстановили жуковины на ставнях, икона над входом была расчищена и застеклена, здание, побеленное внешне, получило новые купола, выполненные по проекту архитектора С.С.Кравченко. Но они восстановлены не на основе документальных данных, а по аналогам архитектуры XVII в. К сожалению, С.С.Кравченко не понял памятник, трактуя его лишь как образец традиционного московского зодчества, поэтому сделанные по его проекту купола луковичной формы чисто московские.
Предыдущие купола конца XVIII в. – настоящие украинские «бани» гораздо лучше гармонировали с пропорциями храма и, возможно, являлись повторением первоначальных куполов. Отметим, что формы куполов по проекту С.С.Кравченко внесли диссонанс в историческую среду усадьбы. Их не могло быть при ныне существующих основных усадебных постройках. Кроме того, оказался искажен мемориальный памятник, связанный с именем В.С.Соловьева.
Церковь Узкого была передана Патриархии 2 августа 1990 г., а в праздник Пасхи 22 апреля 1992 г. церковь была освящена. В настоящее время в ней установлены два резных иконостаса в основной части и в приделе Николая Чудотворца (последний иконостас выполнен палехскими мастерами). Перед ними устроены мраморные подиумы.
В 1998 г. патриарх Алексий II передал в церковь много старинных икон из фонда «Сохранение», в т.ч. Казанскую икону Божьей Матери середины XVII в., происходящую из Воскресенского монастыря г. Вязники (Владимирская обл.) и являющуюся повторением Вязниковского образа Божьей Матери. Она установлена под сенью перед главным иконостасом. При церкви существует церковно-певческая школа, положившая начало уникальному детскому церковному хору.
К сожалению, в ходе работ по восстановлению здания, были допущены искажения его исторического облика. В нарушение законодательства об охране памятников была уничтожена белокаменная паперть 2-й половины XVIII в. вокруг него, замененная в 1998 г. новой, более широкой (остатки старой паперти частично использованы при оформлении цветников и палисадников за церковью). Облик памятника не улучшили нелепые двойные заборчики, которыми он был обнесен со стороны входа в санаторий и диссонирующий с его внешним обликом козырек над главным входом и мраморные ступени. Кроме того, восприятию здания с западной стороны мешают современные дом священника и церковная лавка.
Узковское кладбище

Левее входа в церковь частично уцелело кладбище, на котором испокон веков хоронили жителей Узкого и деревни Нижние Теплые Станы, входившей в состав имения. Узковское кладбище (будем называть его так по аналогии с названиями кладбищ в других населенных пунктах, включенных в городскую черту) небольшое и потому малоизвестное. Ни в каких справочниках и путеводителях по Москве оно не значится, но в списках памятников археологии Москвы отмечены «Селище и грунтовый могильник (?) у церкви… в Узком». Археологически они не исследовались, именно поэтому после слова могильник стоит вопросительный знак.
Кладбище существует с середины XVII в., т.е. примерно со времени постройки первой церкви в Узком. Его конфигурация неоднократно менялась, в том числе и в связи с сооружением ныне существующего каменного храма, поставленного не на том месте, где находились его предшественники. Могил «владельческого характера» на кладбище в Узком было немного и появились они только на рубеже XIX-XX вв. при князьях Трубецких. В 1892 г. за алтарем придела Иоанна Предтечи была похоронена восьмимесячная Елизавета Петровна Трубецкая - дочь владельца Узкого Петра Николаевича Трубецкого и его жены Александры Владимировны. В 1908 г. рядом была похоронена их внучка Анна Владимировна Трубецкая, не прожившая и месяца. Некрополь Трубецких стал свидетельством того, что этот род не собирался расставаться с Узким. По свидетельству Е.А.Петровой, дочери А.М.Никольского, бывшего настоятелем церкви в Узком в 1903-1915 гг., на могилах, обсаженных туями, находились мраморные надгробия, которые в 1930-х гг. были уничтожены.
Видимо, по соседству, за алтарями церкви находились могилы ее настоятелей. Документально известно, что там были погребены: И.Я.Соколов, бывший настоятелем в Узком в 1800-1831 гг., и, сменивший его сына на этом посту, Л.М.Антушев, который служил в Узком в 1831-1863 гг. и с 1846 г. являлся духовником местного благочиния (к нему присылали для исправления духовных лиц, которым было запрещено служить). И.Я.Соколов был представителем целой династии священников, служивших в Узком с первых десятилетий XVII в. со времен Тихона Стрешнева. Можно предположить, что все они также были погребены на этом кладбище. Могилы настоятелей также не сохранились, как и сведения об их точном местонахождении. Традиционно священников хоронили за алтарями храма, т.е. скорее всего, их могилы находились недалеко от могил Трубецких.
Еще одна примечательная могила на кладбище в Узком относится уже к 1920-м гг. Тогда здесь был похоронен один из первых руководителей санатория «Узкое» Константин Александрович Константинович (1869-1924), являвшийся двоюродным братом академика В.И.Вернадского. Сам В.И.Вернадский, ежегодно отдыхавший в Узком с 1933 г. (за исключением эвакуации во время войны) в своем дневнике рассказал о разорении могилы К.А.Константиновича: «Баловень семьи Константин Александрович Константинович оказался первым директором и инициатором Узкого (где и умер) и оставил после себя самые лучшие воспоминания. Могила его в 1935 г[оду], когда мы были в Узком, еще была. В 1937 г. плита была выброшена. В этом году (1940) я убеждал директора Петра Макар[овича] Кара-Мурзу ее поставить на место. Обещал».
Тем не менее, памятник на место поставлен не был. Есть основания полагать, что одновременно с надгробием на могиле К.А.Константиновича были ликвидированы и памятники на могилах Трубецких и священников.
Большинство сельских кладбищ в черте Москвы было уничтожено в конце 1970-х гг. к московской Олимпиаде 1980 г., однако кладбище в Узком было сохранено, поскольку этот населенный пункт тогда еще не был упразднен. Кроме того, на кладбище находятся два захоронения, связанные с событиями Великой Отечественной войны. Это могилы командира роты 693-го отдельного саперного батальона лейтенанта Д.Я.Черныха, умершего от ран в Узком 26 апреля 1942 г., и саперов И.Я.Тимохина (опечатка - нужно Мохина - М.К.) и С.Д.Катунина, подорвавшихся при разминировании территории Узкого. На их небольшом гранитном памятнике с овальным завершением, поставленном в 1945 г., надпись: «Бойцам трудового фронта» и их имена, даты жизни и овальные фотокерамические портреты. Пятиконечная звезда, завершавшая памятник, утрачена. На прямоугольном надгробии Д.Я.Черныха, сохранившем такую же пятиконечную звезду, укреплена пластина из нержавеющей стали с надписью: «лейтенант Черных Д.Я. 1922-1942 погиб смертью храбрых. Вечная слава героям!». Кажется странным, что на кладбище нет могил военнослужащих, умерших от ран в госпиталях, находившихся в Узком в 1941-1943 гг.
В 1970-1980-х гг. сохранялись поставленные ранее над большинством могил деревянные кресты, без надписей. Сейчас все они заменены, в основном на металлические, кладбище разбито на пронумерованные участки, чего не было раньше. Однако, надписей на памятниках, рассказывающих кто здесь погребен, немного.
Источник: Коробко М. Церковь Казанской иконы Божьей матери в Узком// Туризм в школе. 2011. № 3-4 (спецвыпуск). С. 78-87.