Усадьба Щербинка (Щербинки)
Добавлено: 20 июн 2012, 09:19
Усадьба «Щербинка», XVIII-XIX вв. Адрес: Ул. Шосейная, д. 28, стр. 2 (Варшавское ш.,р-н ж.д. ст. Щербинка Курского направления МЖД ). Сохранился парк.
Адрес очень загадочный, т.к. ул. Шоссейная, д. 28А, стр. 2 - это дом причта усадьбы Захарьино! Судя по карте, парк находится на участке, ограниченном Варшавским шоссе, улицами Маршала Савицкого, Коммунистической и Дачной.

Название Щербинки происходит, от фамилии его первого владельца – вотчинника из рода князей Щербатых известных еще с 15 века. "Ономастикон" академика С.Б. Веселовского указывает на Щербину (1425 год) - дьяка князя М.А. Верейского и еще на дворянина Василия Игнатьевича Щербину, от которого пошел род Щербининых. Из них в русскую историю XVI века вошел Василий Иванович Щербинин по прозвищу Дородный. Про него из этой же книги известно, что в 1550 году он получил в дар от молодого царя Ивана Васильевича Грозного поместье под Москвой. В 1570 году, в опричнину, он был казнен. Землю под поместье на реке Лопенке своему верному слуге царь Иван мог выделить из обширного имения Захарьино, бывшего приданым царицы Анастасии Романовны Захарьиной (1530-1560 гг.) и ставшим совместным владением царской четы.
В смутное время начала XVII столетия сельцо Щербинку постигла общая судьба многих сел и деревень на Руси - оно обезлюдело и превратилось в "пустошь". Кому принадлежало восстановленное в течение XVII столетия поместье Щербинка - остается неизвестным.
С 1672 года жители сельца Щербинки стали прихожанами новоустроенной церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Захарьине. В описаниях и картах Генерального межевания земель Московского уезда в 1766-1767 гг. находим: "Щербинкино, сельцо Московского уезда Ратуева стана, владение покойного князя Николая Алексеевича Шаховского, ныне за родной его сестрой Аграфеной, женою генерала-поручика Леонтия Михайловича Карабанова. Межевая 19 октября 1766.
Пашни 163 д 2352 и 23 с перелог и лесная мелкая поросль 41 д 2126 с., лес 23 д 456,5 с, сенной покос 7 д 1958,5 с, селение 10 д 84 с, дороги 3 д 2298 с, реч. 1762 и 13 с. Всего 251 д. 1438 с., душ 27*"
Генеральша А.А. Карабанова выделила из своих угодий тогда же в вечноепользование причту Знаменского храма участок пахотной земли размером 14 десятин (15, 18 га) по левому берегу р. Лопенки. Ныне эта земля находится под застройкой г. Щербинки в Центральной и Северной его частях (ул. Юбилейная, Высотная, Почтовая, Вишневая).

Почти столетие спустя, в 1858 году, по заказу помещицы поручицы Е.В. Кротковой был снят сохранившийся план усадьбы Щербинки, который повторял чертежи 1766 года, дополнительно изображая проложенное через земли поместья в 1845 году Варшавское шоссе, сильно изменившее жизнь округи.
Крестьяне Щербинки в 1861 г. получили наделы земли из расчета по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Вот эти-то крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки.
В начале 1860-х гг., после крестьянской реформы усадьба досталась богатому ростовщику Н.О. Сушкину, который сделал ее благоустроенным и доходным местом.
Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесен от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад, позже приносивший хозяину немалый доход. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому, а над воротами красовалась надпись: "Добро пожаловать". У ворот заведена новинка, солнечные часы, все было рассчитано на большие приемы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.

С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьино, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя все пространство между железной и шоссейными дорогами. Именно на Захарьинских землях, на жирных красных глинах Сушкин заложил еще в конце XIX века кустарное кирпичное производство.В конце XIX века было заложено кирпичное производство, использовавшее местные жирные красные глины. Завод выкупила компания "Зингер", которая использовала его продукцию для строительства своего предприятия в Подольске в 1900 г.
После окончания строительства "Зингера" Щербинский кирпичный завод был снова продан и вскоре перешел во владение мелкому предпринимателю В. В. Белоусову, который несколько расширил производство, подновив оборудование, хотя в целом предприятие продолжало оставаться полукустарным. Рядом располагались бараки для рабочих и небольшой одноэтажный домик, в котором была в одной половине квартира Белоусова, а в другой - контора предприятия. В 1918 году было национализировано у сына Белоусова его предприятие, а еще позже муниципализирована его дача в Захарьинских двориках. Кирпичный завод после национализации передан в ведение Подольской местной промышленности. В непосредственной близости от старого завода, в 1928 году начал строиться новый, большой, кирпичный завод Райпромкомбината, первая очередь которого вступила в строй в 1928 г. (преобразован) затем, в послевоенные годы, в завод огнеупоров. Для строительства завода было привлечено большое количество сезонников-строителей. Покрывавший территорию будущего завода лес был вырублен и за заводом вырос рабочий городок, построено было восемь бараков и два двухэтажных дома.
С пуском нового завода, на старой его территории, вскоре организовалось еще одно райпромкомбинатовское предприятие - фабричка "Клей-Мыло". Однако злополучное "Клей-мыло" просуществовало недолго, изрядно отравлявшее окружающую местность вредными отходами и зловонием, оно было закрыто в 1938 году, а на его месте было создано новое предприятие - Щербинский штамповочно-механический завод, вошедший в строй в феврале 1938 года. В 1930 году у железнодорожной платформы начале строиться Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС, работы были закончены в 1932 году. Так были созданы три основных промышленных предприятия, ставшие стержнем, около которого стал формироваться рабочий поселок.
В семидесятые годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинка сначала не существовало, стояла одна путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием "Платформа Щербинка", по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трех верстах от железной дороги.
20 марта 1895 г. Сушкин заключил договор с управлением дороги на содержание этой остановки с ежемесячным взносом 125 рублей (1890 или 1895?). С 1904 г. станцию Щербинку содержит дорога.
Станция от поместья она была отделена крестьянскими полями, и Сушкин выкупил у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и сооружает на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая ее по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на ее остатках лежит улица 40 лет Октября). Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы.
В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту, очень нужную крестьянам, дорогу, земству, но принципиальный хозяин, опасаясь, что навоз от мужичьих саврасок испортит вид барской дороги, от передачи отказался, установив в ответ еще один промежуточный шлагбаум.
Перед самой революцией в поместье было сто десятин пашни, двести - лесных угодий, имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шестьдесят голов и двадцать голов конного парка.

В 1918 году пришла очередь национализации имущества наследника Сушкина. За этим приехал в усадьбу Сухановский председатель Колоколыциков и, как передают свидетели, в жаркий летний день встретил на дорожках парка Колоколыциков возвращавшегося из купальни молодого Сушкина с женой. Только что закончил обход и осмотр владения председатель вместе со старостой.
- Так, вот что, Николай Николаевич, - обратился к Сушкину Колоколыциков, - давай, брат, сам раздавай скот крестьянам. Отберем ведь живность-то...
И барин, славившийся по всей округе своими либеральными, чуть ли не революционными взглядами, не нашел ничего другого для ответа:
- Вон за дорогой пасется стадо... Берите сами, коль ваше...
Сказал, перекинул на другое плечо мокрое полотенце и, не говоря больше ни слова, зашагал с женою к своему дому.
Через два дня бывшая помещичья чета покинула усадьбу, навсегда.
В 1920 г. в имении был организован совхоз, но на первых порах Хозяйство захирело и пришло почти в полный упадок. Сгорел Сушкинский дом, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными желтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился старый пруд. Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П.А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Еще позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу имени С. Каменева, а затем, в тридцатых годах, перешло в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛАГ НКВД.
Адрес очень загадочный, т.к. ул. Шоссейная, д. 28А, стр. 2 - это дом причта усадьбы Захарьино! Судя по карте, парк находится на участке, ограниченном Варшавским шоссе, улицами Маршала Савицкого, Коммунистической и Дачной.

Название Щербинки происходит, от фамилии его первого владельца – вотчинника из рода князей Щербатых известных еще с 15 века. "Ономастикон" академика С.Б. Веселовского указывает на Щербину (1425 год) - дьяка князя М.А. Верейского и еще на дворянина Василия Игнатьевича Щербину, от которого пошел род Щербининых. Из них в русскую историю XVI века вошел Василий Иванович Щербинин по прозвищу Дородный. Про него из этой же книги известно, что в 1550 году он получил в дар от молодого царя Ивана Васильевича Грозного поместье под Москвой. В 1570 году, в опричнину, он был казнен. Землю под поместье на реке Лопенке своему верному слуге царь Иван мог выделить из обширного имения Захарьино, бывшего приданым царицы Анастасии Романовны Захарьиной (1530-1560 гг.) и ставшим совместным владением царской четы.
В смутное время начала XVII столетия сельцо Щербинку постигла общая судьба многих сел и деревень на Руси - оно обезлюдело и превратилось в "пустошь". Кому принадлежало восстановленное в течение XVII столетия поместье Щербинка - остается неизвестным.
С 1672 года жители сельца Щербинки стали прихожанами новоустроенной церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Захарьине. В описаниях и картах Генерального межевания земель Московского уезда в 1766-1767 гг. находим: "Щербинкино, сельцо Московского уезда Ратуева стана, владение покойного князя Николая Алексеевича Шаховского, ныне за родной его сестрой Аграфеной, женою генерала-поручика Леонтия Михайловича Карабанова. Межевая 19 октября 1766.
Пашни 163 д 2352 и 23 с перелог и лесная мелкая поросль 41 д 2126 с., лес 23 д 456,5 с, сенной покос 7 д 1958,5 с, селение 10 д 84 с, дороги 3 д 2298 с, реч. 1762 и 13 с. Всего 251 д. 1438 с., душ 27*"
Генеральша А.А. Карабанова выделила из своих угодий тогда же в вечноепользование причту Знаменского храма участок пахотной земли размером 14 десятин (15, 18 га) по левому берегу р. Лопенки. Ныне эта земля находится под застройкой г. Щербинки в Центральной и Северной его частях (ул. Юбилейная, Высотная, Почтовая, Вишневая).

Почти столетие спустя, в 1858 году, по заказу помещицы поручицы Е.В. Кротковой был снят сохранившийся план усадьбы Щербинки, который повторял чертежи 1766 года, дополнительно изображая проложенное через земли поместья в 1845 году Варшавское шоссе, сильно изменившее жизнь округи.
Крестьяне Щербинки в 1861 г. получили наделы земли из расчета по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Вот эти-то крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки.
В начале 1860-х гг., после крестьянской реформы усадьба досталась богатому ростовщику Н.О. Сушкину, который сделал ее благоустроенным и доходным местом.
Господская часть имения подверглась переделке. Жилой центр был отнесен от Серпуховской дороги вглубь участка, за пруд, где были построены два жилых дома со службами, пять дач, разбит культурный парк на площади в один гектар, расчищен пруд, построены купальня, баня, а ближе к лесу посажен и выращен большой фруктовый сад, позже приносивший хозяину немалый доход. Парадно был оформлен въезд в усадьбу: широкие железные ворота вели на тополевую аллею к господскому дому, а над воротами красовалась надпись: "Добро пожаловать". У ворот заведена новинка, солнечные часы, все было рассчитано на большие приемы частых гостей. Дачи сдавались на летний период московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.

С юга усадьба граничила с угодьями церкви села Захарьино, которые располагались и на запад от железной дороги, заполняя все пространство между железной и шоссейными дорогами. Именно на Захарьинских землях, на жирных красных глинах Сушкин заложил еще в конце XIX века кустарное кирпичное производство.В конце XIX века было заложено кирпичное производство, использовавшее местные жирные красные глины. Завод выкупила компания "Зингер", которая использовала его продукцию для строительства своего предприятия в Подольске в 1900 г.
После окончания строительства "Зингера" Щербинский кирпичный завод был снова продан и вскоре перешел во владение мелкому предпринимателю В. В. Белоусову, который несколько расширил производство, подновив оборудование, хотя в целом предприятие продолжало оставаться полукустарным. Рядом располагались бараки для рабочих и небольшой одноэтажный домик, в котором была в одной половине квартира Белоусова, а в другой - контора предприятия. В 1918 году было национализировано у сына Белоусова его предприятие, а еще позже муниципализирована его дача в Захарьинских двориках. Кирпичный завод после национализации передан в ведение Подольской местной промышленности. В непосредственной близости от старого завода, в 1928 году начал строиться новый, большой, кирпичный завод Райпромкомбината, первая очередь которого вступила в строй в 1928 г. (преобразован) затем, в послевоенные годы, в завод огнеупоров. Для строительства завода было привлечено большое количество сезонников-строителей. Покрывавший территорию будущего завода лес был вырублен и за заводом вырос рабочий городок, построено было восемь бараков и два двухэтажных дома.
С пуском нового завода, на старой его территории, вскоре организовалось еще одно райпромкомбинатовское предприятие - фабричка "Клей-Мыло". Однако злополучное "Клей-мыло" просуществовало недолго, изрядно отравлявшее окружающую местность вредными отходами и зловонием, оно было закрыто в 1938 году, а на его месте было создано новое предприятие - Щербинский штамповочно-механический завод, вошедший в строй в феврале 1938 года. В 1930 году у железнодорожной платформы начале строиться Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС, работы были закончены в 1932 году. Так были созданы три основных промышленных предприятия, ставшие стержнем, около которого стал формироваться рабочий поселок.
В семидесятые годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинка сначала не существовало, стояла одна путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием "Платформа Щербинка", по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трех верстах от железной дороги.
20 марта 1895 г. Сушкин заключил договор с управлением дороги на содержание этой остановки с ежемесячным взносом 125 рублей (1890 или 1895?). С 1904 г. станцию Щербинку содержит дорога.
Станция от поместья она была отделена крестьянскими полями, и Сушкин выкупил у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и сооружает на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая ее по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на ее остатках лежит улица 40 лет Октября). Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы.
В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту, очень нужную крестьянам, дорогу, земству, но принципиальный хозяин, опасаясь, что навоз от мужичьих саврасок испортит вид барской дороги, от передачи отказался, установив в ответ еще один промежуточный шлагбаум.
Перед самой революцией в поместье было сто десятин пашни, двести - лесных угодий, имелось, кроме мелкого скота и птицы, стадо крупного рогатого скота в шестьдесят голов и двадцать голов конного парка.

В 1918 году пришла очередь национализации имущества наследника Сушкина. За этим приехал в усадьбу Сухановский председатель Колоколыциков и, как передают свидетели, в жаркий летний день встретил на дорожках парка Колоколыциков возвращавшегося из купальни молодого Сушкина с женой. Только что закончил обход и осмотр владения председатель вместе со старостой.
- Так, вот что, Николай Николаевич, - обратился к Сушкину Колоколыциков, - давай, брат, сам раздавай скот крестьянам. Отберем ведь живность-то...
И барин, славившийся по всей округе своими либеральными, чуть ли не революционными взглядами, не нашел ничего другого для ответа:
- Вон за дорогой пасется стадо... Берите сами, коль ваше...
Сказал, перекинул на другое плечо мокрое полотенце и, не говоря больше ни слова, зашагал с женою к своему дому.
Через два дня бывшая помещичья чета покинула усадьбу, навсегда.
В 1920 г. в имении был организован совхоз, но на первых порах Хозяйство захирело и пришло почти в полный упадок. Сгорел Сушкинский дом, уничтожен был парк с теннисными кортами, с дорожками, посыпанными желтым песком, исчезли и солнечные часы, заилился старый пруд. Несколько позже управляющим совхоза был назначен агроном П.А. Квитковский, сумевший восстановить хозяйство, стараясь вернуть ему былую продуктивность. Еще позже хозяйство было передано Первому Государственному конному заводу имени С. Каменева, а затем, в тридцатых годах, перешло в распоряжение Первомайской трудовой колонии ГУЛАГ НКВД.