Воробьевы горы
Добавлено: 22 дек 2012, 09:39
Здесь имеются ввиду Воробьевы горы, как местность. Сюда кидаем инфу, которая не привязывается к Мамоновой даче, усадьбе Воробьево Грачевых, селу Воробьево и др.
получается, что Васильевское Фонвизина это и есть Мамонова дача!Была составлена модель и финансового обеспечения жизни клуба. Суммы, поступающие в кассу клуба, за исключением средств, собранных по «обязательной подписке», отчислялись в специальный фонд запасного капитала. Он должен был храниться в процентных бумагах и расходоваться с разрешения общего собрания только в крайних случаях. Таким образом, Московский речной яхт-клуб уже осенью 1867 г. обладал всем комплексом правил, регламентирующих его деятельность.
В число первого состава Комитета входили те же лица, которые взяли на себя инициативу создания Московского Речного яхт-клуба. Командором клуба был избран московский гражданский губернатор И.С. Фонвизин, а первым вице-командором — Я.В. Пуаре.
Издавна выше Большого Каменного моста, между Берсеневской и Пречистенской набережными, была устроена Бабьегородская плотина, которая с 1830-х гг. для увеличения судоходных глубин во время весеннего ледохода разбиралась, а затем, после паводка, опять собиралась. На этом месте яхт-клуб устроил плавучую пристань для своих судов. Пристань находилась на самой Стрелке. Отсутствие летнего помещения клуба компенсировал Командор клуба И.С. Фонвизин. Он уступил во временное пользование клуба принадлежащий ему берег Москвы-реки под Воробьевыми горами, находившийся в 4 верстах по течению реки от Бабьегородской плотины. К этому берегу выходила ограда его дачи, носившей название «Васильевской». Здесь разбивалась парусинная палатка и сюда от пристани на Стрелке совершались экскурсии членами клуба на шлюпках. Комитет МРЯК получил разрешение оставлять суда на зиму в казенном сарае у Бабьегорской плотины. Для совещаний Комитета и общих собраний зимой нанималось помещение в гостинице Дюссо. Для починки судов членов МРЯК по инициативе вице-командора Якова Пуаре была устроена, на паях, специальная ремонтная мастерская....
В 1890-е гг. у клуба уже не было необходимости арендовать летнее помещение у Общества любителей садоводства. Клуб вернулся к тому месту в Москве, где у него когда-то было летнее помещение, предоставленное ему первым Командором И.С. Фонвизиным. Теперь Комитет арендовал землю у Московской городской управы. Эта дача служила местом семейным вечеров и праздников клуба, поэтому члены клуба старались благоустроить место летней резиденции своего Общества. Именно сюда, к Воробьевым горам, отправлялись на судах клуба члены и гости в день начала навигации. При благоприятной погоде и раннем открытии навигации, начало которой было связано с состоянием плотины, открытие летнего клубного сезона проходило очень торжественно, превращаясь в городской праздник. Иногда, как например, в 1900 г., традиционное плавание после поднятия флага на Стрелке к Воробьевым горам сопровождалось попутной гонкой двоек и одиночек. Здесь же на Воробьевых горах в день совершения гонок устраивались семейные вечера. В конце XIX в. здесь на средства яхт-клуба был создан комплекс сооружений
a19
Кроме гребных гонок и прогулок на лодках члены Московского речного яхт-клуба занимались и другими видами спорта. Поскольку из-за климатических условий навигация длилась всего несколько месяцев, то клуб должен был обратиться к тем видам спорта, которыми можно было бы заниматься в зимний период. В одном из первых параграфов своего Устава клуб определил круг своих занятий, куда входили фехтование, стрельба, гимнастические упражнения, плавание, катание на буерах и коньках. Именно конькам было суждено стать тем видом спорта, которой в деятельности яхт-клуба со временем стал занимать не менее важное место, чем гребля. В этом отношении у москвичей был пример Санкт-Петербургского яхт-клуба, для которого коньки были основным клубным занятием зимой. Комитет яхт-клуба нашел пруд, находившийся в саду при доме почетного гражданина А.М. Харитова (Обидиной), который располагался в Тверской части на Петровке. Здесь был сооружен небольшой павильон, в котором посетители катка могли одевать коньки. Клуб, которому расположение катка практически в центре города было очень удобным, решил расширить это помещение и благоустроить каток. На этом катке, 19 февраля 1889 года, состоялся первый в истории русского спорта чемпионат России в скоростном беге на коньках. Это был лучший на то время каток — с 200 метровой дорожкой. В дальнейшем программа состязаний была значительно расширена. В 1895 г. впервые были проведены соревнования по фигурному бегу, сначала только одиночные, а затем и парные. Они происходили на Патриарших прудах. Такого рода соревнования были очень популярны при С.-Петербургском речном клубе. В 1897 г. были разработаны достаточно подробные правила, регламентировавшие каждодневную жизнь катка. Клуб горячо отзывался на новшества в мире спорта. Во время сезона 1905-1906 г. был устроен корт для «Лаун-Тенниса», привлекавший кроме членов клуба и множество гостей.
В 1907 г. Московский речной яхт-клуб праздновал свой сорокалетие со дня основания. За прошедшие четыре десятилетия клуб превратился в центр российского гребного и конькобежного спорта. Был он известен и любителям «Лаун -Тенниса».
В год 40-летнего юбилея произошло прискорбное событие для клуба — скончался его бессменный глава, Почетный Командор, генерал инженер В.И. Ахшарумов. Командором стал Яков Васильевич Гоппер, бывший вице-командор, руководивший деятельностью клуба при Почетном командоре. Важным этапом этого периода стал 1912 год, когда клуб удостоили почетным наименованием «Императорского». В это время в составе ИМРЯК числилось 376 действительных членов и 41 членов-посетителей. В течение года Императорский Московский речной яхт-клуб устраивает одно открытое и 4 — 5 внутренних состязаний, на которых участвуют исключительно гребные суда. Победители соревнований награждались кубками, жетонами и другими ценными предметами. Кроме установленной уставом формы члены клуба имели нагрудный значок — «знак клуба в венке». Клуб имел дачу на Воробьевых горах, которая считалась летним помещением ИМРЯК и отдельно не управлялась.
Преемниками Я.В. Гоппера на посту Командора Императорского московского речного яхт-клуба стали братья Шустовы: с 1912 г. — Василий Николаевич, а с 1916 — Сергей Николаевич.
С.Н. Шустов был вице-командором Московского Императорского речного яхт-клуба, рекордсменом по спортивной гребле. Еще при командорстве Я.В. Гоппера с 1892 по 1914 гг. в соревнованиях МРЯК на кубок «Первенство России» на лодках-одиночках спортивные журналисты того времени часто упоминали имена двух известных спортсменов-гребцов Сергея Шустова и Анатолия Переселенцева. Они по очереди выигрывали гонки, оставляя позади своих соперников из Невского речного яхт-клуба С. Петербурга. Командор МРЯК В.Н. Шустов — был выдающимся русским спортсменом-чемпионом. Он разделял свою любовь к спорту В.Н. Шустов между греблей, легкой атлетикой и коньками. Во всех этих видах спорта он был настоящим профессионалом. В частности В.Н. Шустов был одним из создателей Московской конькобежной лиги,мпозже преобразованной во Всероссийский конькобежный союз, а так же членом Российского Олимпийского Комитета.
Избранный в 1913 г. Командором Императорского Московского речного яхт-клуба Василий Николаевич Шустов свою деятельность направил на популяризации парусного и гребного спорта. При нем в клубе участились соревнования. Причем им и его братьями был учрежден новый переходящий приз «имени братьев Шустовых». Впервые этот приз разыгрывался 6 августа 1913 г. на открытых гребных гонках ИМРЯКа.
С началом Первой Мировой войны клуб вынужден был постепенно сократить свою деятельность. Так в течение сезона 1914-1915 была проведена лишь одна гонка. Изменился и характер публикации его «Отчетов». Теперь они сводились лишь к описанию финансовых документов. В 1915 г. еще сохранялись многие направления клубной деятельности. Функционировала лодочная мастерская, лыжная станция, каток, играли зимой хоккей, а летом в лаун-тенниса. На катке по-прежнему работал буфет, нанимались музыканты. Производился необходимый ремонт клубных построек, в частности дачи на Воробьевых горах. Исправно платились членские взносы, взымались деньги за пользование катком, за прокат и хранение инвентаря. Клуб платил взносы в Конькобежные и Хоккейную лиги. Яхт-клубисты не оставался в стороне и от печальных реалий военного времени — собирались деньги и вещи для раненных воинов. В последние годы деятельности клуба, его члены еще раз подтвердили свое спортивное мастерство. Член клуба, выдающийся русский гребец Анатолий Переселенцев в 1913 г., выступая за французский клуб, выигрывает первенство Парижа и Франции в одиночке. Он был включен в состав французской команды на первенство Европы в Бельгии. Здесь в составе парной двойки он выигрывает звание чемпиона Европы. В одиночке он стал третьим. В 1914 г. на второй всероссийской Олимпиаде в Риге он вновь выигрывает в одиночке и двойке.
После революции недвижимое имущество и спортивный инвентарь были национализированы. Однако клуб и в советское время продолжал оставаться центром гребного спорта. Теперь он подчинялся городскому совету профсоюзов. Гребной клуб на Стрелке сохранил здание и спортивные традиции Императорского Московского речного яхт-клуба.
Издания яхт-клуба:
Устав Московского Речного яхт-клуба. М., 1867; То же. М., 1871; То же. М., 1903; То же. М., 1907, То же. М., 1908..
Гуд В. Руководство к гребле и парусному плаванию. С приложением о купанье. С рисунками и чертежами. М., 1889.
Отчет Московского Речного яхт-клуба. М. 1871
Отчет Московского Речного яхт-клуба за 1892-1915 гг. М., 1893-1916.