-
-
Анонсы тем форума
-
музей чертей в Каунасе
музей чертей в Каунасе
В Каунасе завелась нечистая сила! Люди, побывавшие в Каунасе подтверждают, что видели самых настоящих чертей, причем не одного-двух, а целых три сотни.
Удивительно! Возникает вопрос в своем ли уме эти люди?
Но разгадка проста, в Каунасе существует настоящий и единственный в Мире "Музей чертей".
Первым экземпляром музея посетители могут увидеть, если конечно не испугаются "нечистой силы",
Жемайтийского черта с настоящим конопляным хвостом.
На первый взгляд сделан он не очень качественно, даже вертикально стоять не в состоянии, но тем ни менее именно он является настоящим образцом народного творчества Литвы.
Второй экспонат принес в тогда еще только открытый музей простой посетитель, скульптура входила в композицию "Архангел Михаил побеждающий черта".
Следующим экспонатом, попавшим в Музей был "шпиерас".
"Шпиерас" - фольклорный персонаж литовского народа, он спускается на землю по Суботам и сразу бежит на танцы, где обращается в пригожего парня и пытается обмануть девушек. Узнать его можно таким способом, необходимо наступить "шпиерасу" на ногу, если наступив вы почувствуете копыто, то значит это и есть "шпиерас" .
Все больше народу узнавало про странного художника Жмуйдзинавичюса, собирающего "чертей" и чем больше росла популярность, тем больше появлялось экспонатов. Так в музее появились -
украинский "черт с черевичками", и молдавский «черт на табачном листе», и польсктй "черт-шутник" ,и даже "Ленинградский черт после блокады", не обошли вниманием посетители и "слабый пол" - "Чертиха из Каунаса", "подруга черта", "черт-баба".
…Литовская народная скульптура – явление уникальное. Интересно в ней то, что она основана на христианской культуре, истории и иконографии и до сих пор хранит верность религиозным сюжетам, практически не оставив нам ни бытовых, ни жанровых сцен. Для народного творчества, которое всегда больше тяготеет к фольклору и быту и никогда не было чисто религиозным, это очень необычно.
Долгое время искусствоведы объясняли этот феномен тем, что деревянная скульптура как вид искусства пришла в Литву поздно, на рубеже XIV-XV веков. Однако, находки археологов во второй половине ХХ века опровергли эту точку зрения. Находки обломков изваяний древних языческих божеств встречаются в торфяниках повсеместно, а под Палангой найдено целое двухметровое изваяние. Деревянная скульптура существовала в Литве с древнейших времен, только отыскать ее следы трудно – дерево ведь подвержено разрушению более, чем камень или металл. К тому же предметы языческого культа целенаправленно и последовательно уничтожались при введении христианства.
И черт был единственным жанровым противовесом канону. Во всем христианском мире люди лишний раз помянуть его боялись – а литовцы запросто помещали его изображения в доме. В литовских сказках черт играет далеко не последнюю и, что важно – не всегда отрицательную! – роль.
Крестьяне-резчики наделяли черта всеми человеческими недостатками, нередко – понятными и простительными. Не всякий черт был «просто чертом» - в масках чертей, изготавливаемых к масленице, люди узнавали и злого хозяина, и жулика-лавочника, и соседа-пьяницу...
…Деревянные черти из Африки, Японии, Франции, Германии, Канады, Италии. Разные черти живут в Каунасе: и свирепые, и шкодливые, и грустные. За каждым – своя философия, своя житейская мораль… Вот, например, такая: «И черти ангелами были, пока в ад не попали» - иными словами, легче быть праведником, коли жизнь позволяет…
http://www.globmuseum.info/muzej-chertej-v-kaunase/
сжигаю все, но не сгораю сам