Регистрация: Сообщений: 9656 Изображения:23 Откуда: Теплый Стан
Благодарил (а): 1344 раз. Поблагодарили: 1010 раз. Полученные подарки: 3
А здесь остатки поселка попробовали отснять:
Рабочий поселок завода имени Сталина в районе бывшей деревни Волхонка до сих пор неуловимо напоминает о себе. Он располагался в районе современных улиц Болотниковской, Симферопольского и Чонгарского бульваров. Вылавливать здесь из множества новых зданий исторические фрагменты - дело более сложное, чем в Раменках или Очакове, и менее занимательное. Заранее прошу извинить за плохое освещение.
Регистрация: Сообщений: 9656 Изображения:23 Откуда: Теплый Стан
Благодарил (а): 1344 раз. Поблагодарили: 1010 раз. Полученные подарки: 3
А вот другие данные про поселок:
"Арх. С. Маслих и О. Яфа. Строительство 1948-50 гг. К настоящему времени сохранились три двухэтажки (одна перестроена до неузнаваемости) и детский сад".
Регистрация: Сообщений: 9656 Изображения:23 Откуда: Теплый Стан
Благодарил (а): 1344 раз. Поблагодарили: 1010 раз. Полученные подарки: 3
МЫ ТРЕБУЕМ, ЧТОБ НАМ БЫЛИ СОЗДАНЫ СНОСНЫЕ УСЛОВИЯ
4.11.1937 В квартиру № 58 дома № 58 (Верхние Котлы) в Коломенском поселке мы были вселены больше года назад. Дом этот был в то время не отделан ни снаружи, ни внутри, и нам сказали, что мы вселяемся в него только временно. Однако до сегодняшнего дня нас никуда не переселяли и ремонта не делали. В результате в квартире сквозь стены продувает ветер, стекла побиты. В довершение всего постельное белье нам меняют не чаще, чем в два месяца один раз. Летом мы не могли спать в помещении из-за клопов, а теперь из-за наступления холодов приходится спать не раздеваясь. В доме живут в большинстве кадровики завода, завком знает, что дом нуждается в ремонте, но никакие меры не принимаются. Мы требуем, чтоб нам были созданы сносные условия. Стребков, Корюков 12.11.1937 В нашем Коломенском поселке до сих пор нет наименований улиц, проспектов и линий. Нумерация домов также не в порядке. В результате всего этого когда карете скорой помощи приходится приезжать в поселок за тяжелобольным, то разыскать тот или иной дом удается с большим трудом. Коммунальному отделу надо как-то распланировать поселок, дать названия улицам, привести в порядок нумерацию и возле подъездов вывесить списки фамилий живущих в домах. Кутикин («Догнать и перегнать»)
2.11.1947 Недавно проходил смотр дошкольных учреждений. В числе отчитывавшихся о своей работе и автозаводской детский сад № 7 (в Коломенском поселке). За 1946–1947 г. руководители детского сада добились хороших результатов по оздоровлению детей. Средняя прибавка в весе каждого ребенка составляет более одного килограмма, в санаторной группе более двух. Дирекция детского сада проявила немало настойчивости в ремонте подсобных помещений, обновила мебель, создала условия для гуляния ребят на воздухе. Следует отметить, что педагоги детского сада обращают внимание на лечебную физкультуру детей автозаводцев. Это тоже дает свои укрепляющие результаты. Во дворе большая площадь, окружающая детский сад, много зелени. Много заботы о своих питомцах проявляет заведующая детским садом т. Баскина. Большую помощь в хозяйственных вопросах оказывает бытовой отдел завода. Однако следует отметить и недостатки. Не очень качественно был произведен ремонт помещений, стекла плохо пригнаны, пол не отструган. Детскому саду необходимо помочь в приобретении различного рода оборудования. Кроме того, завком должен оказать помощь детям из многодетных семейств обувью и одеждой. А. Литовченко 10.11.1947 Прошло три месяца с тех пор, как жильцы дома № 18 в Коломенском поселке вселились в отремонтированный дом, но до сих пор там не работает радио. Особенно важно жильцам радио сейчас, в период кампании по выборам в местные советы депутатов трудящихся. Комендант и управляющий домами не обращают внимания на жалобы жильцов. П. Сафронов * * * Ремонт дома № 29 в Коломенском поселке проведен так скверно, что условия, в которых мы живем, трудно назвать хоть мало-мальски сносными. Из дверей вынуты замки. Рамы не укреплены и не застеклены. Электророзетки не восстановлены. Пол в местах общего пользования засыпан песком. В ответ на наше недоумение начальник поселка т. Каплун предложил нам самим добыть цемент и залить пол. На кухне установлена новая плита, которую топить невозможно, т.к. дым идет не в трубу, а расстилается по кухне и коридорам. От всего этого стало жить еще хуже, чем было раньше. Я. Луньков, Н. Слемзин («Сталинец»)
Регистрация: Сообщений: 9656 Изображения:23 Откуда: Теплый Стан
Благодарил (а): 1344 раз. Поблагодарили: 1010 раз. Полученные подарки: 3
Рогачев А.В. Волхонка-ЗИЛ - не Волхонка и не ЗИЛ// Квартира, дача, офис. 2000. № 132.
Что такое Волхонка, твердо знает каждый москвич – улица в центре Москвы, идущая от Боровицких ворот Кремля до станции метро Кропоткинская. Многие прибавят, что на Волхонке расположен Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Про ЗИЛ тоже всем известно - один из гигантов московской индустрии, выпускающий автомобили и холодильники, некогда считавшиеся лучшими в стране. О месте расположения завода помогает догадаться название станции метро "Автозаводская". А что получается в результате скрещивания двух этих названий? С чем едят Волхонку-ЗИЛ? Москвичи старшего поколения наверняка помнят это словосочетание, а вот у молодежи оно уже не вызывает никаких ассоциаций. Для этой категории москвичей можно даже предложить, подобно тому как это делается в популярной телеигре, четыре возможных ответа на вопрос, из которых нужно выбрать верный. Итак, Волхонка-ЗИЛ - это: А. Проектируемая магистраль, соединяющая Волхонку и ЗИЛ. Б. Марка холодильника, выпускавшегося ЗИЛом. В. Деловой комплекс, выстроенный ЗИЛом на Волхонке. Г. Жилой массив у станции метро Варшавская. Правым окажется тот, кто укажет последний из предложенных ответов - пожалуй, наиболее парадоксальный, на первый взгляд не имеющий ничего общего ни с Волхонкой, ни с ЗИЛом. Что касается улицы Волхонки, это действительно так. К одноименной улице Волхонка-ЗИЛ не имеет никакого отношения. В 1950-х годах район массовой жилой застройки унаследовал имя другой Волхонки - стоявшей вдоль Варшавского шоссе деревни. Эта Волхонка, ранее именовавшаяся также Изютиным, заметных следов в истории не оставила. Время ее возникновения покрыто неизвестностью. Исследователь подмосковной старины Н.В. Разоренова уверенно показывает Изютино на карте подмосковных деревень конца XVII века. Другой авторитет в области исторической географии Москвы В.С .Кусов о существовании Изютина не упоминает, а на его месте (или совсем рядом с ним) помещает совсем другую деревню - Новозаборье. Переход от Изютина к Волхонке замечается на картографических материалах XIX века. Несколько южнее населенного пункта Котлы появляется подпись "Изютино (Волконское)". А уж от Волконского, очевидно, и пошло слово, составившее первую часть названия Волхонки-ЗИЛа. А вот с заводом имени Лихачева Волхонка-ЗИЛ имеет самую прямую связь, хотя и расположена довольно далеко от него. Семь десятков лет назад тут поселились работники будущего автогиганта, именовавшегося тогда не ЗИЛ, а ЗИС - завод имени Сталина. В 1929 году решено было поднять производительность завода с 500-600 до 25 тысяч машин в год. Такой прирост требовал серьезнейшей реконструкции. Параллельно нужно было решать проблему расселения автостроителей. Развернулся ЗИС широко, и принадлежавшие ему дома можно было встретить в самых разных концах Москвы. Однако больше всего зисовцев проживало в двух районах - недалеко от самого завода, где вдоль Велозаводской улицы выстроились шести-семиэтажные дома и, как ни странно, близ все той же деревни Волхонка. В те времена территория эта лежала вне официальных границ Москвы, а потому стоявшие там несколько домиков образовали самостоятельный населенный пункт, именовавшийся Коломенским поселком ЗИС. Почему Коломенским? Да потому, что рядом с поселком лежал остановочный пункт Павелецкой железной дороги - платформа Коломенская. Конечно, поселковые строения были поплоше московских. Первенцами поселка стали обыкновенные деревянные бараки, слепленные в 1934 году на живую нитку, но верой-правдой прослужившие целых двадцать пять лет. Стояли они по большей части между нынешними Азовской и Одесской улицами. Чуть позже рядом выросли двухэтажные деревянные домики уже с квартирным расселением - каждый на шесть-восемь квартир.
Внешность - самая скучная: вытянутые в длину оштукатуренные коробочки с двухскатными крышами и ровными рядами одинаковых окон. Внутри замечался некоторый прогресс - к домикам подводили водопровод и канализацию. Постепенно в поселке появлялись и предприятия культурно-бытовой сферы - магазин, баня, школа. Для перевозки сотен рабочих к заводу и обратно поселок связали с Москвой сначала автобусной, затем трамвайной и троллейбусной линиями.
В том же духе развивался Коломенский поселок и после войны. Здесь по-прежнему велось малоэтажное строительство, но уже на качественно новом уровне. Архитекторы М.Н. Слотинцева и О.А. Яфа, работавшие в проектной мастерской Министерства нефтяной промышленности (руководил этой мастерской, кстати, академик А.А.Веснин - один из знаменитой тройки братьев-архитекторов) выполнили проекты двухэтажных кирпичных домов на шесть квартир каждый. Фасады домов были выдержаны в духе господствовавшего тогда "неоклассицизма". Их украшали удачно расположенные балконы и угловые лоджии. На каждом этаже дома располагались по три квартиры, по удобствам вполне соответствующие городским, правда, с одним лишь исключением - не было ванных комнат. Вместо них полагались лишь умывальные. Зато несомненным преимуществом здешнего жилья стало устройство в квартирах первого этажа помимо выходов на лестничную клетку дополнительных дверей, ведущих в индивидуальные садики, разбитые у стен домов. Благодаря этому каждая из нижних квартир получала свой небольшой приусадебный участок. Участки разделялись металлической решеткой, специально изготовленной литейным цехом завода. Дома ставились правильными рядами, со всех сторон окаймляя просторные и удачно распланированные дворики, оставлявшие приятное впечатление порядка и уюта. Этому же способствовали и зеленые насаждения, в том числе и те, что разводили сами жильцы на своих участочках. Вслед за двухэтажными домами появились трехэтажные. Целый квартал таких построек возвели вдоль нынешней Болотниковской улицы, ставшей таким образом, главной улицей поселка. В 1948 году, одновременно с Москвой Коломенский поселок был газифицирован, а к началу пятидесятых годов в нем насчитывалось более тысячи квартир, не считая жилья барачного типа. К югу от поселка все еще торчали деревенские домики Волхонки, чуть поближе (там, где сейчас квартал между Ялтинской улицей, Чонгарским и Симферопольским бульварами) затесался маленький поселочек с красивым названием Стрелка (кажется, в нем обитали железнодорожники), состоявший из двух рядов деревянных двухэтажных домов. Вокруг расстилались колхозные поля, огороды и просто пустыри, кое-где изрытые карьерами. Вот эти-то окружающие просторы плюс относительно спокойный рельеф и благоприятные гидрогеологические условия и обусловили выбор здешних земель для развертывания массового жилищного строительства. Уже в 1952 году Институт генплана разработал проект красных линий для будущего нового московского района. Его границы очерчивались трассами современных Варшавского шоссе, Керченской улицы, Нахимовского и Балаклавского проспекта (в то время из этих четырех городских магистралей реально существовала и имело название имела только первая ). В соответствии с духом времени планировка предполагалась правильной, с прямыми широкими улицами, прямоугольными кварталами, большими площадями. Рельеф местности подлежал решительному сглаживанию. Но элементарные подсчеты показали, что объем необходимых для этого срезок и подсыпок грунта позволял загрузить работой всех московских землекопов на пару-тройку лет вперед. За переделку проекта взялась Мастерская N 5 Моспроекта, которой руководил известный к тому времени застройкой Песчаных улиц З.М.Розенфельд. Вместе с ним работали архитекторы В.А.Нестеров, А.В.Сотников, инженеры Ю.П.Бялынович, М.С.Семенова, А.А.Сегединов. Общая сетка проездов осталась примерно такой же, как и в первом проекте, но сами улицы сильно изменились. Почти все они заметно сузились, а некоторые изогнулись плавными дугами, следуя очертаниям здешних оврагов и буераков. Вследствие этого объем необходимых земляных работ снизился раза в три. В 1957 году эскизный проект застройки нового района удостоился одобрения и был утвержден Мосгорисполкомом. В проектных документах район именовался уже Волхонкой-ЗИЛ (за год до этого завод получил имя Лихачева вместо Сталина). Название получилось романтически-приподнятым и информативным, напоминая о населенных пунктах, место которых должны были занять новые дома. Разобравшись с общей планировкой, зодчие перешли к расстановке домов, обсудив и забраковав несколько вариантов. В результате планировка кварталов Волхонки-ЗИЛа отличалась редким разнообразием. В отличие от других районов новостроек, скажем, Новых Кузьминок, где во всех кварталах пятиэтажки выстраивались ровными рядами торцами к магистрали, авторы Волхонки-ЗИЛа решили испытать различные приемы размещения домов. В квартале 32 (между нынешними Симферопольским и Черноморским бульварами и Ялтинской улицей) дома встали вдоль диагонали квартала. Соседний квартал 31 сверху напоминал слегка приоткрытый веер, лучами которого служили разбегающиеся от центра корпуса. Домики поселка Стрелка решили временно сохранить, включив их в середину квартала 27, из-за чего его планировка стала вообще ни на что не похожа. В квартале 14 (между Болотниковской, Малой Юшуньской, Одесской и Азовской улицами) тройки пятиэтажек образовывали плавные дуги, делящие внутриквартальное пространство на уютные дворы. А сами дома? Сначала предполагалось, что новый район будет застроен в основном большими кирпичными восьмиэтажными домами, но известное наступление пятиэтажек свело количество более высоких построек к минимуму. Волхонка-ЗИЛ застраивалась в основном стандартными для того времени сериями - I-510 (блочными), I-511(кирпичными), 6-1. Среди них "посадили" несколько восьмиэтажных односекционных блочных домов серии II-18, наивно предполагая, что эти похожие на поставленные стоймя спичечные коробки сооружения способны принять на себя роль "высотных акцентов" окружающей застройки. Оставалась еще надежда на главную площадь района (ныне площадь академика Вишневского), которую планировалось увенчать величественным зданием кинотеатра, но в конце концов открывшаяся в 1965 "Ангара" была выстроена по скромному типовому проекту. Быстро пролетели шестидесятые годы, отмеченные невиданным размахом строительства пятиэтажек. Выросшие как грибы районы, поначалу сохранявшие некоторую изолированность по отношению к старой застройке, понемногу втягивались в общую городскую среду. "Вросла в Москву" и Волхонка-ЗИЛ. Сегодня непросто на глаз определить ее некогда четкие границы. Кварталы уплотнились возведением новых домов, разрушивших прежнюю четкую планировку. Исчезли "временно сохраненные" домики Стрелки. От Коломенского поселка ЗИС осталось несколько домов на Болотниковской улице. Немного обидно, что в ходе этого естественного процесса забылось и практически исчезло само название Волхонка-ЗИЛ. Имена его ровесников, других районов массовой застройки - Кузьминок, Дегунина, Филей-Мазилова перешли в названия улиц, станций метро, административных единиц, благодаря чему и остались в постоянном употреблении. Им забвение не грозит. А Волхонке-ЗИЛ не повезло - в первую очередь из-за наличия знаменитой тезки - улицы в московском центре. Попробуй-ка назови станцию метро Волхонкой - выйдет путаница, на нее устремятся желающие посетить музей изобразительных искусств. По той же причине пришлось исключить в названиях местных объектов и упоминания о ЗИЛе, уместные лишь в непосредственной близости к заводу. Правда, когда в шестидесятых годах продолжали Замосковорецкий радиус метро, одну из расположенных на территории Волхонки-ЗИЛ станций собирались назвать "Поселок ЗИЛ". Но открылась станция уже как Каховская. Вторую станцию тоже переименовали еще до открытия. Вместо планировавшейся Коломенской появилась Варшавская. А названия улиц отражают черноморскую и азовскую тематику, видно, в связи с расположением района в южной части Москвы. И никакого следа не осталось ни от бывшей глухой деревни Волхонки, ни от ее некогда известного соседа - Коломенского поселка ЗИС..
Регистрация: Сообщений: 9656 Изображения:23 Откуда: Теплый Стан
Благодарил (а): 1344 раз. Поблагодарили: 1010 раз. Полученные подарки: 3
"В 30-е гг. прошлого века территория Нагорного района до Нахимовского проспекта вошла в черту г. Москвы. В 1937–1939 гг. вокруг деревни Волхонка, в которой продолжал процветать небольшой колхоз «Возрождение» (см. раздел «В зеркале районной прессы»), был возведен рабочий поселок автозавода имени Сталина (современного ЗИЛа), который состоял из одно- и двухэтажных деревянных и каменных жилых домов, частично бараков, располагался по обе стороны Симферопольского проезда и бульвара (до домов 20 и 25) и по обе стороны нынешней Болотниковской улицы. В ноябре 1937 г. от Курского вокзала (через Ленинскую слободу) в поселок протянули линию 49-го трамвая (в 1941 г. от улицы Осипенко, а позднее от метро «Кировская» в поселок ЗИС пошла «тройка»). В 1948 г. строения без кухонь были благоустроены, а весь поселок газифицирован. О том, что представляло собой это образование в 40-е–50-е гг., по просьбе редакции рассказал коренной житель Южного округа Анатолий Дмитриевич Егоров:
— Поселок ЗИСа был чистый, уютный, зеленый. Построили филиал Дома культуры, магазины, три школы (после войны они получили номера 549, 565 и 666). Поселок назывался «Сталинским», сюда шли отовсюду. На юге он упирался в деревни Стрелка (здесь был перекресток двух дорог) и Волхонка, а далее до самой р. Чертановка была городская (или районная) свалка. Дома были в основном кирпичными, с небольшими двориками, с «патриотической» скульптурой (пионер с горном, спортсмен с веслом). Запомнились две большие статуи Сталина — в самом поселке и напротив дер. Волхонка.
Мы, жители поселка Рыбкомбината, были прикреплены к поселковой поликлинике, мальчики учились в школе № 666, а девочки — в девчачьих школах 549 и 565. Был у нас совместный театральный кружок.
Никогда не забудется время войны. Бомбоубежища были нарыты в 50–100 м от домов. Внутри двухъярусные деревянные полки, каждая семья имела свое место. Ночью мы, на свой страх и риск, выходили на воздух и любовались, как наши прожекторы вели в своих лучах немецкие самолеты, которые появлялись с югоа и юго-запада и туда же уходили или падали. По утрам мы, мальчишки, собирали осколки немыслимых размеров. С их помощью играли в «паровозики» и в «машинки».
Вдоль речки Чертановки к осени 1941 г. были вырыты широкие противотанковые рвы, один от железнодорожной насыпи до Котляково, другой от Варшавского шоссе к Чертановскому лесу. А у самой речки были установлены мощные «ежи» в 2–3 ряда. У южного переезда с обеих сторон полотна были оборудованы ДОТы с пушками и пулеметами. Солдаты разрешали детям заглядывать внутрь; во время перекуров выходили на воздух и беседовали с нами. (Последний на подступах к Москве чертановский оборонительный рубеж удерживали 332-я стрелковая дивизия — командир полковник Князьков, 268-й отдельный дивизион противотанковых орудий и отдельный истребительный батальон. — Прим. ред.).
В школу я пошел в 1944 г. Мы, «рыбские», группами по 2–4 человека проделывали путь около 3 км в один конец: от дома «по бугру» вдоль железнодорожного полотна почти до ст. Коломенское, затем по шоссе до крайних домов поселка, потом уже по асфальту между домами. Шли около часа. Портфелей не было, поэтому родители шили нам матерчатые сумки. Плохо бывало осенью и весной, т. к. в школу приходили промокшие и в грязной обуви. Чтобы поддержать детский организм, в 1 и 2 классах нам выдавали на обед по две сдобные белые булочки. Многие съедали одну, а вторую несли домой. Жизнь все-таки была не легкой.
ЭТО БЫЛО НЕДАВНО
После расширения Москвы до проложенной в 1960 г. кольцевой автодороги в районе Волхонка-ЗИЛ, где тогда проживало чуть больше 37 тыс. человек, развернулось массовое жилищное строительство на территории 436 га. Близость промзоны считалась тогда преимуществом, а не недостатком, т. к. «предприятия, находящиеся между Волхонкой и остальными частями Москвы, позволяют избежать ежедневных переездов населения».
В 60–70-е гг. район бурно развивался, особенно после того как на пересечении Варшавки и Чонгарского бульвара в 1969 г. открылась станция метро Варшавская, первоначально связанная непосредственно с центром. Судя по прессе тех лет, если что-то и омрачало жизнь новоселов, это циничное поведение персонала арбузных развалов, которые всячески сопротивлялись продаже своей сладкой продукции навырез (за что не раз получал по рукам заместитель начальника управления торговли тов. Поляков), а также вечные распри с работниками коммунальных служб, постоянно допускавшими протечки кровли и тому подобные упущения.
Первоначально предполагалось украсить район 8- и 9-этажными домами, но, поразмыслив, власти остановились на пятиэтажном варианте. Разработчики проекта утешали себя тем, что он имеет «экономические преимущества перед более высокими домами» благодаря отсутствию лифтов и более простой конструкции, хотя и признавались на страницах печати, что коммуникации пятиэтажки используют намного менее эффективно. Другими достоинствами проекта назывались «отход от нарочитой регулярности, соответствие характеру рельефа».
По меркам сегодняшнего дня, новое селитебное образование выглядит мрачноватым, отдаленно напоминающим разросшийся военный городок. Однако с учетом социальной значимости массовой застройки, обеспечившей чуть ли не каждую семью квартирой, Волхонка-ЗИЛ, хрущевский «вавилон», рассчитанный на 89 тыс. человек смотрится не так уж плохо."
Источник: Николаев Г. ЗЕЛЕНЫЕ ГОРЫ С ИНДУСТРИАЛЬНЫМ ПЕЙЗАЖЕМ: Страницы истории Нагорного района// На Варшавке. 2005. № 11 (98) НОЯБРЬ.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Сайт, на котором вы сейчас находитесь, основан группой единомышленников 28 ноября 2010 года. Основная цель портала - общение жителей Московского Юго-Западного округа, обмен различной информацией, фотографиями и новостями. ЮЗАО г. Москвы является одним из самых красивых, зеленых и экологически чистых округов нашей столицы. Живописные районы Москвы, такие, как Ясенево, Коньково, Теплый Стан, Черемушки вошли в состав нашего округа. Наш округ находится на Теплостанской возвышенности, получившей свое название по деревне Теплый Стан, на месте которой в начале 1970-х гг. был сооружен новый жилой массив. На нечетной стороне Профсоюзной улицы недалеко от станции метро «Теплый Стан» расположена самая высокая точка как Юго-Запада Москвы, так и самой столицы. Ее высота 254,6 м над уровнем моря.