Регистрация: Сообщений: 9677 Изображения:23 Откуда: Теплый Стан
Благодарил (а): 1344 раз. Поблагодарили: 1010 раз. Полученные подарки: 3
"Самая старая и самая художественная постройка Узкого – церковь Казанской иконы Божьей матери – единственная примета стрешневского периода истории усадьбы и доминанта усадебного комплекса. Огромный кирпичный белый пятиглавый храм конца XVII в., купола которого видны от находящихся в полутора километрах от него Небесных ворот, расположен в центре усадьбы и торжественно парит над ней, подчиняя себе все усадебные постройки. Повышенная центральная часть и четыре примыкающие к ней двухъярусные башнеобразные объемы, ориентированные по сторонам света, композиционно составляют единое здание, имеющее очень красивый план в виде квадрата с четырьмя трехчетвертными “лепестками”. Скругленные нижние части башнеобразных объемов объединены спаренными полуколоннами большого ордера, контрастирующего с малым ордером оконных наличников и порталов сложного рисунка, а также с простой плоской декорацией восьмериков и барабанов. В отличие от большинства других “вотчинных храмов” колокольня устроена не в центральной главе, а в юго-западной, находящейся над главным входом. Ее купол является резонатором звука. Просторный высокий интерьер освещен преимущественно верхним светом. Внутреннее пространство церкви удивительно едино и цельно, боковые приделы открываются в интерьер арками полуциркульных очертаний.
Нынешняя церковь в Узком – третья по счету. Предыдущие две, так же сооруженные при Стрешневых, находились на этом же участке, но занимали другую его часть. Самый ранний храм в Узком: «деревянную клецки» церковь Казанской иконы Божьей матери с приделом Николая Чудотворца выстроил Максим Федорович Стрешнев между 1629 и 1641 гг. При его сыне Григории Стрешневе эта церковь сгорела во время грозы от удара молнии. По “отказной книге” это событие произошло в 1665—1666 гг. Видимо, сильный дождь в значительной мере способствовал борьбе с огнем, т.к. крестьянам удалось спасти значительную часть внутреннего убранства: «Божие милосердие образы, и книги, и ризы, и колокола от огня унесены…" . Следующая церковь Казанской иконы с приделом того же имени была отстроена в Узком на месте сгоревшей братом предыдущего владельца Яковом Стрешневым к 1676—1677 гг. Как и предыдущая она была «древяна клецки». В 1698 г. ее разобрали и перевезли из Узкого в находившийся к западу от усадьбы, у реки Сетуни, погост Покровский, который вместе с соседним селом Орловым составлял вотчину Московского Чудова монастыря (ныне Староорловская ул. в черте Москвы). Окладная книга Патриаршего приказа сохранила запись разрешения о переносе церкви: “И в нынешнем [7]206 [1697 — М.К.] году августа в 10 день, по указу святейшего Патриарха и по помете на выписке дьяка Андрея Денисьевича Владыкина, а по челобитью Чудова монастыря архимандрита Арсения, келаря старца Луки с брати[е]ю, велено им Московского уезда, Пехрянской десятины, вотчины боярина Тихона Никитича Стрешнева из села Ускаго старую древяную церковь, разобрав, перевесть в Московский уезд, в Загородскую десятину, в монастырскую их вотчину, на вышеписанную пустовую землю и, сысподй подрубя и ветхие бревна переменя, на старом церковном кладбище построить во имя Пресвятыя Богородицы Казанская и тоя церковь освятить” . Ее перенос на погост объясняется тем, что к тому времени в Узком было завершено строительство ныне существующего каменного храма Казанской иконы Божьей матери (указ Патриарха мог появиться только после его освящения), сооруженного на средства того же Тихона Стрешнева, купившего Узкое в 1693 г. Точная дата закладки церкви неизвестна. Можно предположить, что это событие совпало с выделением Т.Н.Стрешневым, участка пашни для церковного причта на пустоши Борисовка . Это выглядит логичным, поскольку под крышу храм был подведен уже к 1696 г., раз царский жалованный иконописец грек Николай Соломонович Вургаров писал иконы для его правого придела — Иоанна Предтечи, не имевшего аналога в предшествующих храмах Узкого . Этот престол получил свое наименование в честь святого, одноименного сыну вотчинника — стольника Ивана Тихоновича Стрешнева и брата Петра I царя Иоанна Алексеевича, т.е. может являться свидетельством близости Стрешневых и царской семьи.
Декоративные примы нарышкинского стиля сочетающиеся в архитектуре церкви с необычной для Москвы и Подмосковья композицией, отразившей украинское влияние, сделало ее одним из интереснейших памятников архитектуры, причем памятником уникальным, имеющим свое особое место в истории русской архитектуры . Церковь в Узком - принципиально новый тип бесстолпного, центрического, репрезентативного по внешнему облику храма замыкает собой одну из ветвей развития данной типологии, восходящую к собору Николая Чудотворца в Нежине – самому раннему подобному памятнику, сооруженному к 1668 г. Этот тип храма, так полюбившийся на Украине, воспроизведен в различных формах и многочисленных модификациях: на Черниговщине, Слобожанщине, Киевщине. Отсюда он попал и в южные регионы России. Очень близка к церкви в Узком как по планировке, так и в основных чертах объемного построения церковь Воскресения в усадьбе царя Федора Алексеевича Воскресенское на Пресне, судя по ее «проектному заданию», опубликованному В.П.Выголовым . Церковь Воскресения должна была быть центрической, с четырьмя одинаковыми выступами со всех сторон (в восточном размещался алтарь), который должны были быть ниже стен храма, к которым примыкали, на них стояли боковые главы, ориентированные по сторонам света, кубический центральный объем здания завершал низкий восьмерик. Хотя неизвестно была ли сооружена церковь Воскресения, но она и ее проектное задание могли оказать влияние на разновидности ярусных храмов. Еще одним памятником, отразившим украинское влияние, является церковь Знамения в подмосковной усадьбе Курово, сооруженная между 1681 и 1687 гг. на средства боярина А.С.Шеина, впоследствии первого русского генералиссимуса , но она поскромнее, «трехбанная» с трехчастным планом. Немного позже появился Новый собор Донского монастыря, выстроенный в 1684-1698 гг.: большой квадратный в плане храм, со всех сторон обстроенный выступающими полукруглыми башнеобразными притворами, вторящими форме апсиды и главами, ориентированными по сторонам света, но сохранивший четырехстолпную компоновку . Церковь в Узком - наиболее близкий к исходному образцу третий подобный памятник. Судя по датам проведения работ все эти три храма ориентировались не на друг на друга, а сооружались параллельно. Еще не была завершена церковь в Курове, как началось строительство Нового собора, до окончания строительства которого, была сооружена церковь в Узком. Дальнейшего развития эта линия внутри нарышкинского стиля не получила. Благодаря приезду в Россию западноевропейских архитекторов, начавшемуся с «Великого посольства» 1698 г., и не прерывавшемуся все петровское царствование, очень скоро появилось много образцов новых, более современных вариантов барокко, заметно отличающихся по композиции и декору. В результате нарышкинский стиль целиком оказался выдавлен в провинцию. Единственным прецедентом в Подмосковье применения архитектурной композиции, восходящей Новому собору Донского монастыря, является церковь Тихвинской иконы Божьей Матери в усадьбе Бурцево, сооруженная в 1730-1733 гг. на средства М.С.Аничкова (ее боковые главы поставлены не по сторонам света, как у Нового собора, а традиционно - по углам основного четверика ).
Внешнее декоративное убранство церкви в Узком довольно однообразно и сосредоточено преимущественно в нижнем ярусе здания. Убранство второго яруса значительно проще и строже, а белые барабаны глав почти лишены украшений. Это далеко не самый пышный памятник нарышкинского стиля. В нем не использован белый камень, тогда обычно в изобилии применявшийся в церковном декоре, в т.ч. расположенной недалеко от Узкого церкви в усадьбе Сергиевское (Коньково-Сергиевское). Очевидно, это объясняется желанием заказчика не затягивать строительные работы и как можно скорее завершить постройку. Косвенным доказательством этого является прошение Анны Лукиничны Стрешневой матери тогдашней владелицы Узкого Софьи Стрешневой, поданное в Патриарший Казенный приказ в 1720 г. о проведении ремонта внутренних помещений храма. Ей было разрешено «…иконостас разобрать, и вместо ветхого пола, построить вновь пол и престол утвердить на прежнем престольном месте, среди олтаря и сотворить в той церкви посвящение Большого Успенского собора протопопу Феодору с братиею…» Чуть больше двадцати лет для белокаменного пола – срок ничтожный! Очевидно, что при строительстве были допущены серьезные просчеты, скорее всего, также объясняющиеся спешкой.
В отличие от архитектуры церкви в Узком, убранство ее интерьеров, являлось традиционным для памятников нарышкинского стиля. По свидетельству историка М.И.Александровского центральный иконостас был таким же, как в церкви Покрова в Филях «…но черный с позолотой» . В главном четырехъярусном иконостасе было 62 иконы, в придельных трехъярусных иконостасах по 40 . Иконы для них писали царские жалованные иконописцы Оружейной палаты: Георгий (Егор) Терентьевич Зиновьев, грек Николай Соломонович Вургаров, и Василий Леонтьев, участвовавшие во всех крупных иконописных работах того времени . Иконостасы в Узком последнее их крупное произведение. Сохранился ответ Н.С.Вургарова на запрос о завершении работ в приделе Иоанна Предтечи: “В церковь Иоанна Предтечи святых икон, которая досталась ему написать с своею братье по разделу, не дописано в пророческий пояс образ Воплощения Пресвятыя Богородицы да в царския двери два Евангелиста, а дописаны оне будут к 8 сентября 206 [1697 — М.К.] года” . А уже в апреле 1698 г. Н.С.Вургаров и В.Леонтьев "торговали на Ивановской площади "печатной" бумагой непрестанно и в воскресные дни и в Господские праздники" . По свидетельству А.М. Васнецова образ Николая Чудотворца из одноименного придела «удивительный по выразительности» , кроме того, «хороши изображения архидиаконов Евпла и Стефана на диаконских дверях. — На колокольне есть один небольшой старый колокол с надписью о том, что он вылит к Троицкому собору» , «сохранились жилищные ставни с жуковинами. В западной главе устроена колокольня. Есть палатка, одна над алтарем и две у колокольни. Одна палатка служит ризницею, там сохранилась оловянная ладаница. Палатки удобны для устроения здесь музея, так как все здание сохранилось хорошо, оно сухое, без течи» . Стенных росписей в храме не было, за исключением фигур евангелистов, написанных на парусах храма (по устному сообщению местных жителей) Над наружной стене на входом в наличнике помещен образ Казанской Божьей Матери . По видимому, так же как и в церкви Филей внутри на западной стене находился балкончик владельца (в Филях он назывался царской ложей), ныне на этом месте — простая балюстрада. К сожалению, из внутреннего убранства церкви ничего не сохранилось, кроме кованой цепи от главного паникадила.
Небольшие работы были проведены в церкви князьями Голицыными в последней трети XVIII в. При Алексее Борисовиче Голицыне, церковь обнесли белокаменной папертью с парапетом «изящного рисунка» , а при его сыне Егоре Алексеевиче, в 1799 г. была заново покрыта железом кровля и установлены новые купола, вместо проржавевших первоначальных . Новые купола: высокие, устремленные вверх, очень удачно, вписывающиеся в стилистику здания, вполне могли быть копией своих предшественников или создаваться по их мотивам. Во время Отечественной войны 1812 г. в церкви побывали французы, отступавшие из Москвы по Старой Калужской дороге. А.И.Васнецов связывал с событиями 1812 г. след от пушечного ядра на одном из старых церковных колоколов: «На колоколе есть след от удара ядром, вероятно во время Наполеона, от какового удара колокол несколько сдвинут в сторону» . Французы ограбили церковь, сняв с икон центрального иконостаса и придела Иоанна Предтечи «оклады и венцы серебряные» и забрав с собой часть церковной утвари . Придел Николая Чудотворца не пострадал , настоятелю И.Я.Соколову удалось спасти основную святыню - икону Казанской Божьей Матери из центрального иконостаса . Все это говорит о том, что визит французов в Узкое был кратковременным и церковь не являлась их основной целью. Богослужения проходили только в Николаевском приделе до 8 июля 1813 г. Тогда в день престольного праздника Казанской иконы Божьей Матери, были заново освящены центральный престол и придел Иоанна Предтечи . Его антиминс с подписью епископа Дмитровского Августина , управлявшего Московской епархией из-за дряхлости митрополита Платона, сохранялся в церкви вплоть до ее закрытия.
По инициативе владельца усадьбы князя П.Н.Трубецкого в Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества 1899 г. было получено разрешение на реставрацию интерьеров церкви: возобновить пришедшие от времени в крайнюю ветхость иконостасы, в них иконы, и стены внутри храма ремонтировать, в средней части храма вновь устроить духовое отопление" (до того "теплым" был сделан между 1863 и 1881 гг. лишь придел Иоанна Предтечи). Эти работы проводились "под наблюдением" члена Комиссии известного московского архитектора А.Ф.Мейснера . По заказу П.Н.Трубецкого и его жены для церкви в Узком были написаны иконы, изображавшие соименных им святых: митрополита Московского Петра и мученицу царицу Александры, Они находились в специальном киоте, поставленном справа от центрального иконостаса, перед местом, где во время службы стояли Трубецкие . Кроме того, были устроены входы с улицы в ризницу и на колокольню . 22 октября 1902 г. после завершения всех ремонтных и реставрационных работ в церкви С.А.Беляевым был заново освящен центральный престол . 6
Церковь оставалась действующей до 1930 г., когда ее настоятель Д.И.Соколов был выселен из Узкого и выслан в Сибирь, а его преемник назначен не был, потому службы прекратились. Поводом для выселения Д.И.Соколова стало заседание президиума Ленинского районного исполнительного комитета от 27 февраля 1930 г., на котором обсуждался вопрос "О неправильном использовании дома в с. Узкое". Протокол заседания констатировал: "Принимая во внимание, что церковный совет церкви с. Узкое обманным путем использовал строевой лес на постройку жилого дома - священнику (лес отпущен обществом на топливо гражданам с. Узкое) и постройку возвели без разрешения сельсовета, Президиум Р[айонного] И[сполнительного] К[омитет]а постановляет: 1. Предложить отделу коммунального хозяйства взять на учет и зачислить в коммунальный фонд вышеназванный дом; 2. Сельсовету немедленно выселить священника из жилого дома, передав его под квартиры трудящимся по договору; 3. Дело о самовольном (без разрешения сельсовета) возведении постройки передать районному административному отделу на предмет привлечения членов церковного совета с. Узкое к уголовной ответственности" .В подсобном хозяйстве санатория "Узкое" состоялось собрание, на котором обсуждался вопрос об использовании церковного здания. По инициативе представителя райисполкома было решено его передать под хозяйственные нужды. Тех то работал не в санатории, на собрание не пригласили. После собрания у церковного сторожа были отобраны ключи.
Первоначально предполагалось устроить в церкви клуб. Местным жителям разрешили разобрать по домам иконы. Местные комсомольцы уничтожили убранство интерьеров, сожгли часть остававшихся икон и сбросили колокола. После этого один раз в церкви показали кинофильм. Затем в ней размещались магазин и общежитие. В 1933 г. на совещании в строительном секторе Комиссии содействия ученым было принято решение превратить церковь в водонапорную башню, для чего «установить напорные баки один над другим в одном из крайних приделов церкви…» . В начале 1950-х гг. в церковь Узкого Фундаментальная библиотека по общественным наукам АН СССР (ныне Институт научной информации по общественным наукам РАН) перевезла часть своих фондов. В основном, это были издания, не пользующиеся спросом, дубликаты (так называемые “седьмые экземпляры”), отечественные и зарубежные периодические издания книги на иностранных языках, как поступавшие в СССР легальными путями, так и вывезенные из Германии после Второй мировой войны. Доступу влаги в хранилище способствовали проржавевшие купола в 1959 г. они были сняты и заменены невысокими конусообразными кровлями. В 2-й половине 1970-х гг. церковь была косметически отреставрирована Всесоюзным реставрационным комбинатом (в 1979 г. все работы были завершены). В ходе реставрации частично восстановили жуковины на ставнях, икона над входом была расчищена и застеклена, здание, побеленное внешне, получило новые купола, выполненные по проекту архитектора С.С.Кравченко. Но они восстановлены не на основе документальных данных, а по аналогам XVII в. К сожалению, С.С.Кравченко не понял памятник, трактуя его только как образец традиционного московского зодчества, поэтому сделанные по его проекту купола шлемовидные луковичной формы чисто московские. Предыдущие купола конца XVIII в. – настоящие украинские бани гораздо лучше гармонировали с пропорциями храма и, возможно, являлись повторением первоначальных куполов. Формы куполов по проекту С.С.Кравченко внесли диссонанс в историческую среду усадьбы. Их не могло быть при ныне существующих основных усадебных постройках.
2 августа 1990 г. церковь Узкого была передана Патриархии и освящена в праздник Пасхи 22 апреля 1992 г. В настоящее время в ней установлены два резных иконостаса в основной части и в приделе Николая Чудотворца (последний иконостас выполнен палехскими мастерами). Перед ними устроены мраморные подиумы. Придел Иоанна Предтечи не освящен. В 1998 г. патриарх Алексий II передал в церковь много старинных икон из фонда "Сохранение", в т.ч. Казанскую икону Божьей Матери середины XVII в., происходящую из Воскресенского монастыря г. Вязники (Владимирская обл.), являющуюся повторением Вязниковского образа Божьей Матери. Она установлена под сенью перед главным иконостасом. Однако, в ходе работ по восстановлению здания, к сожалению, были допущены искажения его исторического облика сожалению. В нарушение законодательства об охране памятников была уничтожена белокаменная паперть 2-й половины XVIII в. вокруг него, замененная в 1998 г. новой, более широкой (остатки старой паперти использованы при оформлении цветников и палисадников за церковью) . Облик памятника не улучшили нелепые двойные заборчики, которыми он был обнесен со стороны входа в санаторий и диссонирующий с его внешним обликом козырек над главным входом и мраморные ступени".
Автор - Михаил Коробко
Текст - фрагмент моей новой книги: Коробко М. Ю. Усадьба Узкое. М.: Вече, 2013 (Усадьбы, дворцы, особняки Москвы).
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Сайт, на котором вы сейчас находитесь, основан группой единомышленников 28 ноября 2010 года. Основная цель портала - общение жителей Московского Юго-Западного округа, обмен различной информацией, фотографиями и новостями. ЮЗАО г. Москвы является одним из самых красивых, зеленых и экологически чистых округов нашей столицы. Живописные районы Москвы, такие, как Ясенево, Коньково, Теплый Стан, Черемушки вошли в состав нашего округа. Наш округ находится на Теплостанской возвышенности, получившей свое название по деревне Теплый Стан, на месте которой в начале 1970-х гг. был сооружен новый жилой массив. На нечетной стороне Профсоюзной улицы недалеко от станции метро «Теплый Стан» расположена самая высокая точка как Юго-Запада Москвы, так и самой столицы. Ее высота 254,6 м над уровнем моря.