Одним из самых ярких персонажей не только в истории усадьбы Вороново, но и в российской истории войны 1812 года, был Фёдор Васильевич Ростопчин, губернатор Москвы, отдавшей приказ о сожжении столицы дабы она не дасталась на разграбление неприятелю - войскам Наполеона.
После начавшегося пожара в Москве, Ростопчин примчался в своё имение, Вороново, и приказал сжечь усадьбу со всем содержимым. Всё, что было "нажито непосильным трудом" - дорогая мебель,коллекция картин,фарфора, статуи - всё должно было погибнуть в огне, чтобы не попасть в руки врагов.
Почти два века многие историки ломают голову над загадкой пропавшей коллекции Ростопчина. Ведь по свидетельству очевидцев, на пепелище сгоревшего усадебного дома не было найдено остатков сгоревших сокровищ. Неоднократно высказывались предположения, что хитрый Фёдор Васильевич, демонстративно поджигающий свою усадьбу, тем не менее, самое ценное спрятал в подземных тайниках усадьбы. В советское время, при реконструкции старых и постройки новых корпусов санатория, были обнаружены части подземных ходов и коммуникаций. Однако, во многих местах подземные ходы были полностью завалены обвалившимся грунтом, и обследовать их не представлялось возможным. Во избежание несчастных случаев, все подземные усадебные провалы были заделаны. А загадка исчезнувшей вороновской коллекции Ростопчина осталась неразгаданной.
Голландский домик- творение Карла Бланка

"Жить в своё удовольствие-удел плебея.Благородный стремится к порядку и закону". (с)